Названный "Роллс-Ройсом" океанических погружений" робот может опускаться на глубину до шести километров. Но гидролокационные поиски только сильнее запутывают участников операции: каждый шум они считают сигналом с "Титана". Пока гендиректор компании-перевозчика сам в заложниках своего же батискафа, со дна его прошлого всплывают подробности экстремального бизнеса.
В интервью изданию Bild ("Бильд") на пропавшего предпринимателя жалуется успешно летавший над Россией на МиГ-29 авантюрист Артур Лойбл. А героями британских СМИ стала пожилая пара из Флориды, обвинившая горе-турфирму в мошенничестве.
Береговая охрана США показала, как из их штаба в Бостоне координируют поиски аппарата "Титан". Видно, как детально на картах расписан район операции, как он поделен на квадраты. И в одном из них, на расстоянии полторы тысячи километров от берега, самолет-разведчик уловил сигнал надежды.
– У нас вчера летал самолет "Аврора", который обнаружил шум в воде. Мы не знаем источник этого шума, но мы поделились этой информацией с экспертами ВМС, чтобы они классифицировали ее. В то же время мы изменили курсы наших судов, чтобы увидеть, сможем ли мы найти источник этих шумов и определить местонахождение людей, – рассказывает контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер.
Как утверждает CNN ("Си-эн-эн") это были не просто шумы под водой. Звуки, похожие на стук, раздавались каждые 30 минут на протяжении нескольких часов.
– Это признак жизни. Это верный признак жизни, я бы сказал. Регулярный стук каждые 30 минут – это средство общения, когда другого способа связи нет, – подчеркивает профессор американского военного института Роберт Пиззини.
Правило, известное подводникам, а в пропавшем батискафе есть опытный 77-летний французский военный водолаз Поль Анри Наржоле. Еще на борту бывалый экстремал миллиардер из Британии Хэмиш Хардинг. Он накануне погружения в своих соцсетях жаловался на отвратительную погоду в районе канадского острова Ньюфаундленд, от которого отходили.
– Видно, какой сейчас там туман, ветер и волны, а дальше в Атлантику океан еще неспокойней.
– У нас была худшая весна с 1943 года, непогода ощущалась на суше. Но все было просто ужасно в 600 километрах от берега. Мы говорим о трехметровых волнах, сильном тумане. Очень сложные условия для поиска и спасения, — подчеркивает премьер-министр Ньюфаундленда и Лабрадора Эндрю Фьюри.
Канадский и американский флоты направили свои суда на поиски. Привлечены коммерческие корабли. Французский трубоукладчик помогает спасателям. К месту ЧП направлены военные врачи и декомпрессионные камеры, которые понадобятся, если кого-то удастся спасти с четырехкилометровой глубины. Но пока искателей приключений еще только ищут.
– Два самолета С-130 министерства обороны США выполняли поисково-спасательные полеты и провели поисковый облет района. Позже сегодня к поискам также присоединится еще один самолет С-130, – отчитывается представитель министерства обороны США Сабрина Сингх.
О проблемах с аппаратом "Титан", который возит туристов к "Титанику", говорили многие. 5 лет назад жаловался на корпус батискафа его пилот. Дэйвид Локридж требовал от компании-владельца провести сертификацию аппарата. Он говорил, что единственный иллюминатор, через который туристы смотрят на затонувший лайнер, рассчитан на глубину до полутора километров, а они погружались сразу на четыре. Критика выставили за дверь.
– Компания Ocean Gate дала Локриджу примерно 10 минут, чтобы он немедленно освободил свой стол и покинул помещение. Пассажиры, платившие деньги, не знали и не были проинформированы об этой экспериментальной конструкции, об отсутствии контроля за корпусом и о том, что внутри подводного аппарата используются опасные легковоспламеняющиеся материалы.
Эта выдержка из материалов суда. Уволенный сотрудник и компания в 2018 году подавали друг к другу встречные иски. Локридж – за то, что вышвырнули с работы, компания – за то, что тот рассказал их секреты. Увидев, что из себя представляет "Титан", многочисленные эксперты направили в Ocean Gate коллективное письмо. Предупреждали – все закончится катастрофой. Но генеральный директор был слишком самоуверен. Бравировал тем, что нарушает правила.
– Вы полагаете, что ваш аппарат практически неуязвим?
– Судя по нашим проверкам, он практически неуязвим, – невозмутимо утверждал основатель компании Ocean Gate Стоктон Раш.
– Практически так говорили и о "Титанике"…
На это Раш только ухмылялся.
Ухмылявшийся тогда, Стоктон Раш сейчас тоже на борту пропавшего батискафа. Аппарат, который он сам сконструировал, управлялся джойстиком от компьютерной приставки и не был никем сертифицирован. Так запросто катать туристов к "Титанику" он мог лишь потому, что лайнер лежит в международных водах, где надземные органы отдельных стран бессильны. Между тем, в американских новостях уже запустили обратный отсчет: сколько воздуха осталось в пропавшем батискафе. Его хватит меньше чем на сутки.