Тема:

"Титан" на дне 2 месяца назад

"Никто не сможет спасти": последняя экспедиция "Титана"

Береговая охрана США сообщила об обнаружении неопознанных обломков в районе поисков пропавшего в Атлантике батискафа и подтвердила, что поиски продолжаются, несмотря на сообщения большинства СМИ о том, что кислорода в "Титане" больше нет. Американский телеканал News Nation  даже пустил обратный "кислородный" отсчет времени в правом нижнем углу экрана, а левое издание The New Republic обвинило пропавшего в батискафе организатора экспедиции в финансировании республиканцев.

Эти съемки блогера – последние кадры пропавшего батискафа. Аппарат у нее за спиной готовится к погружению. Легендарный Поль-Анри Наржоле, опытнейший Мистер "Титаник". Больше него к затонувшему лайнеру не опускался никто – 37 погружений. В свою последнюю экспедицию седой французский подводник почему-то уходит с очень грустным лицом, хотя вообще весельчак.

В недавнем интервью, когда Наржоле спросили, что будет, если он застрянет, погружаясь к "Титанику", он, улыбаясь, говорил о смерти: "Мы можем оставаться на дне 4-5 дней, это, конечно, не особо поможет потому что нас никто не сможет спасти. Мы умрем раньше. Из-за температуры. Температура – вот главная проблема на дне. Она там чуть выше ноля градусов. Ты просто уснешь и не будешь страдать. Мы никогда не думаем, что это случится".

Пропавший батискаф ищут и с воды, и с воздуха. Самолеты ВВС США и ВВС Канады без остановки, сменяя друг друга, летают над районом поиска. CP-140 Aurora – для охоты на подводные лодки, но сейчас снего сбрасывают акустические буи, чтобы услышать звук пропавшего аппарата.

"Несколько самолетов вчера слышали звуки. Но я не могу сказать, что это были за звуки. Мы ищем там, где были шумы. Это все, что мы можем сделать на данный момент", – заявил Джейми Фредерик, представитель береговой охраны США.

К месту катастрофы продолжают приходить новые и новые суда, беспилотные аппараты, врачи, но шанс кого-то спасти есть едва ли. Кислород в батискафе, даже по самым оптимистичным оценкам, закончился 7 часов назад. Теперь ход операции на американских каналах комментируют священники: "Главная добродетель христианства – это надежда. Надежда – очень мощная штука. Молитесь за этих людей".

Легендарный режиссер Джеймс Кемерон предупреждал всех желающих туда отправиться: вы попадете в одно из самых суровых мест на Земле и не сможете позвонить в Службу спасения. Он знал, о чем говорит, – 30 раз спускался к обломкам коробля, снимая культовый "Титаник".

"Выжившие в катастрофе вспоминали, как Исидор Штраус отказывался сесть в спасательную шлюпку, пока женщины и дети все еще ждали возможности спастись с тонущего лайнера. Ида Штраус, его жена, сказала, что не оставит своего мужа. Их видели стоящими рука об руку на палубе "Титаника", когда корабль тонул", – рассказывает The New York Times.

По иронии судьбы праправнучка Штраусов Венди Раш – жена владельца компании, который возил туристов к "Титанику". И Стоктон Раш сейчас тоже на борту пропавшего батискафа.

"Есть ряд вещей, которые должны быть выполнены безукоризненно, чтобы капсула была герметичной. Все может выйти из строя – фонари, двигатели – но с капсулой вы все еще будете в безопасности, поэтому мы и работаем с НАСА, с Boeing, с Университетом Вашингтона", – отмечал Стоктон Раш.

Только сейчас и Boeing, и Университет Вашингтона все связи с Рашем и его компанией OceanGate отрицают. Сотрудничества не было. Его батискаф, возивший туристов в одно из самых опасных мест на Земле, не был сертифицирован ни одним ведомством. Владелец туда охотно зазывал репортеров, а не приглашал проверяющих. Вот в аппарате рядом со Стоктоном Рашем – съемочная группа Discovery. Журналист Пол Гейтс, увидев "Титан", из него вышел.

"Для тех, кто интересуется, показал ли "Титан" себя не очень хорошо во время моего погружения. В конечном итоге я отказался от колоссальной возможности снимать "Титаник" из-за моих опасений по поводу безопасности батискафа. История и конструкция "Титана" до сих пор не обнародованы, и многое в них вызывает опасения", – отметил Гейтс.

Например, жутковато смотреть кадры, как закрывали люк за туристами. Снаружи закручивали на 17 болтов, то есть открыть его изнутри невозможно. Даже если и был расчет на спасателей, никто, похоже, не учел, что на четырехкилометровой глубине 4 дней на поиски может и не хватить.