Все пассажиры (а это – гендиректор компании, организовавшей погружение, Стоктон Раш, миллиардер Хэмиш Хардинг, один из самых богатых людей Пакистана Шахзад Давуд и его сын Сулейман, а также французский исследователь Поль-Анри Наржоле) мгновенно погибли.
Между тем, для тех, кто был знаком с историей создания батискафа, произошедшее не стало неожиданностью.
Последние кадры батискафа "Титан", снятые перед тем, как он навсегда исчез в пучине Атлантического океана, в Сеть выложила 22-летняя Эбби Джексон. Предположительно, она работала на судне, доставившем аппарат в район погружения.
Американский режиссер Джеймс Кэмерон, снявший эпическую драму о гибели "Титаника", с самого начала был уверен, что с батискафом произошла трагедия. Оснований для такого пессимизма было много.
Кэмерон признался, что в сообществе дайверов давно были обеспокоены этой подводной лодкой. Некоторые инженеры даже писали в компанию OceanGate возмущенные письма с критикой технического состояния "Титана".
"Меня поражает сходство с самой катастрофой "Титаника", когда капитана неоднократно предупреждали о льдах впереди его корабля, но все же он на полной скорости врезался в ледяное поле безлунной ночью. В результате погибло много людей. Для нас это очень похожая трагедия, когда предупреждения остались без внимания", – сказал Кэмерон.
Еще пять лет назад бывший пилот OceanGate Дэвид Лохридж указывал на недостатки батискафа "Титан". По его мнению, углеродная оболочка аппарата не прошла достаточных испытаний на безопасность погружения на глубину четырех тысяч метров. А значит, компания подвергала своих клиентов неоправданным рискам, заключил Лохридж. За эти слова специалиста моментально уволили.
Владельцы бизнеса эксклюзивных экспедиций на "Титаник" бравировали тем, что для уникальной задачи они создали уникальный батискаф. Поэтому использовали революционные решения. Одно из них – сочетание в корпусе двух материалов: цилиндрической части из углеволокна и титановых заглушек.
Три года назад основатель компании Стоктон Раш заявил о признаках циклической усталости корпуса аппарата.
Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин поясняет, что в конструкции корпуса есть ряд потенциально слабых узлов, которые при проектировании и эксплуатации надо было учитывать.
"Цилиндр подвергается сжатию в гораздо большей степени, нежели полусфера. Даже если мы говорим про эксплуатацию аппаратов с полимерным корпусом, то там цилиндр относительно полусферической части прямо "гулял". А мы говорим, извините, про (глубину) три с половиной километра", – говорит специалист.
По его словам, "стресс" в материале накапливается с каждым погружением, и он не уверен, что были проведены полноценные испытания на цилиндрическую стойкость.
По мнению экспертов, усталость материалов, скорее всего, и привела к трагедии. Согласно заключению береговой охраны США, экипаж "Титана" погиб из-за имплозии подводного судна.
На глубине три тысячи 800 метров, где оказался батискаф, давление на корпус судна превышало 400 килограммов на каждый квадратный сантиметр поверхности. Батискаф смяло, как консервную банку за доли секунды.
К слову, что такое имплозия на большой глубине, Джеймс Кэмерон продемонстрировал в фильме "Бездна".
В последние годы экспедиции к "Титанику" участились. Исследователи пытаются детально изучить лайнер, пока есть такая возможность. Ведь судно стремительно разрушается. Еще в 1991-м специалисты заметили бактерии, которые активно поедают корпус корабля.
Ежедневно "Титаник" теряет почти 300 килограммов металла. По прогнозам, к 2030 году его обломки могут окончательно исчезнуть.
"Разрушение объектов под водой – нелинейное, оно имеет экспоненциальный рост. Объект держится, держится, вроде выглядит неплохо, а потом – раз – и за пять лет просто превратился в ничто", – объясняет Сергей Фокин.
Интерес к легендарному кораблекрушению понятен. Однако гибель "Титана" заставляет задуматься: а стоит ли рисковать человеческими жизнями ради исследований и уж тем более ради простого любопытства.