Тема:

"Титан" на дне 2 месяца назад

Экипаж "Титана" погиб страшной смертью

Без сертификации и водительских прав. Безумная жажда наживы. Билеты на миллион долларов на тот свет. Трагедия "Титана" под бортом "Титаника".

Леденящая душу история о хищническом капитализме. Продали билетов на миллион долларов – четыре по 250 тысяч – посадили в несертифицированный подводный аппарат, управление которым в международных водах даже не требует специальной лицензии, и пустились на дно морское. Там ожидаемо не предназначенная для таких глубин скорлупа цилиндрического батискафа была раздавлена диким давлением на глубине почти четыре километра. Единственное утешение в том, что экипаж батискафа, как пишут, не мучался. Хотя откуда такая уверенность?.. Это история про то, как большие деньги могут создать впечатление у человека, что он выше всего, даже законов и сил природы. Гордыня.

Родственники и спасатели отсчитывали часы – сколько им там, на глубине в несколько километров, зажатым в капсуле размером с крошечный лифт, возможно, обмороженным и в темноте осталось кислорода: 24, 12, 2 часа. Оказалось, все это были пустые надежды. Все в аппарате "Титан" погибли страшной, но мгновенной смертью.

"Дистанционно управляемый аппарат с судна Horizon Arctic обнаружил хвостовой конус подводного аппарата "Титан" примерно в 480 метрах от носа "Титаника" на морском дне. Впоследствии были найдены и другие обломки, характерные для катастрофической потери давления", – заявил Джон Могер, контр-адмирал береговой охраны США.

"Титан" разорвало и сплющило, как консервную банку. Давление воды – в 2,5 тонны на квадратный сантиметр. На борту были 5 человек. Британский миллиардер Хамиш Хардинг, владевший компанией по продаже гражданских самолетов и вертолетов, до этого спускавшийся на дно Марианской впадины на 11 километров и летавший туристом в суборбитальный космический полет. Пакистано-британский миллионер, сколотивший состояние на удобрениях, Шахзада Давуд, который взял с собой в опасное путешествие 19-летнего сына Сулеймана. По словам тети, парень был страшно напуган перед погружением, но не хотел расстраивать отца. Также на борту был опытный французский океанолог Поль-Анри Наржоле по прозвищу Мистер "Титаник" – он почти 40 раз спускался к обломкам корабля и знал их досконально. Погиб и Стоктон Раш – глава компании OceanGate, которая и сделала аппарат "Титан", и организовывала погружения по цене 250 тысяч долларов за место.

Вот в рекламном ролике он проводит экскурсию по батискафу. Видно, что внутри очень тесно и до странного просто. Пара-тройка экранов и джойстик от игровой приставки. Этим создатель "Титана", как выяснилось, так гордился: "У нас совершенно иной подход к конструированию подводного аппарата. Он управляется джойстиком и тачскринами. И он работает по Bluetooth. Как-то давно русские брали туристов опуститься к "Титанику", но это было так, посмотреть, мы же фокусируемся на науке".

То, что дела обстояли как раз наоборот, показала сама жизнь. Дилетантский подход компании OceanGate, когда все сделано словно на коленке, российские специалисты увидели сразу. Даже по форме корпуса их аппарата и по материалу изготовления.

"Совершенно все было с нарушениями. Этот корпус не для этой глубины. Я сразу сказал, когда узнал, что это не сфера, а труба, это неправильная форма для таких глубин. "Титан" не терпит больших прогибов, то есть когда неравномерная нагрузка, он мало циклов имеет. Сталь более эластична, она больше циклов имеет, а здесь появляются микротрещины. Если бы на этом спуске этого не произошло бы, на следующем произошло бы однозначно", – сказал Евгений Черняев, научный сотрудник Института океанологии им. Ширшова, пилот глубоководных аппаратов, командир экипажа, инженер, исследователь.

В послужном списке Евгения Черняева – разработка отечественных глубоководных аппаратов "Мир", за что он получил орден Трудового Красного Знамени, и десятки безаварийных погружений в разных точках Мирового океана, включая Северный Ледовитый. В 2007 году на глубине свыше 4 километров с помощью аппаратов "Мир" установили российский флаг. Это первое в истории погружение позволило провести исследование и доказать, что внушительная часть Арктического шельфа, который скрывает почти четверть мировых запасов нефти и газа, – продолжение российской части Евразии.

Космические по уровню технологии. Не случайно голливудский режиссер Джеймс Кэмерон, несмотря на наличие у США возможностей по глубоководному бурению (например, у компании Halliburton), для первых в мире съемок обломков "Титаника" в далеком 1995-м обратился за помощью именно к российским специалистам, работу которых возглавлял опытнейший океанолог, Герой России Анатолий Сагалевич.

"Я ему тогда сказал: мир устал от голливудских фильмов, от насилия, крови. Покажи жизнь, покажи, как люди плыли через Атлантику. И, конечно, в центре фильма должна быть любовь", – вспоминает Сагалевич.

Знаменитый кинематографист был так впечатлен погружениями и возможностями "Миров", что снял отдельный документальный фильм "Чужие из бездны". В кадре и плавучая база "Миров" научно-исследовательское судно "Академик Келдыш", на котором сохранилась каюта, где жил Кэмерон. А в фильме особо отмечена работа команды. "Миры" до сих пор исправны и долгие годы стоят в Калининграде в ожидании новых научных миссий. А вот на американском коммерческом аппарате "Титан", который начал возить туристов к обломкам "Титаника", Кэмерон, как заявил, никогда бы не отправился: "Меня смущали его технологии, я бы никогда туда не полез".

Мистическое совпадение – погибший создатель аппарата "Титан" – родственник утонувших на "Титанике". Его жена Венди – праправнучка магната Исидора Штрауса – самого богатого пассажира этого судна. Но если та катастрофа – цепь трагических случайностей, здесь, скорее, закономерность. Батискаф, как выяснилось, был вообще не сертифицирован и проходил по документам как экспериментальное судно, на нем отсутствовала постоянная гидроакустическая связь, под водой его направляли с поверхностью посредством смс, что впоследствии еще больше затрудняло поисковую миссию с помощью судов, самолетов и сканирующих устройств.

"Они проводили стандартную поисковую операцию с учетом того, кто находился на борту, наверное, было привлечено больше сил и средств, чем обычно. Шансов все равно не было. Шансы были в одном случае, если батискаф всплыл. Но у него просто не было связи", – отметил Тенгиз Борисов, вице-адмирал в отставке, доктор технических наук профессор, экс-председатель Комитета подводных работ особого назначения при правительстве России.

И даже всплытие не гарантировало спасение – в "Титане" вход в аппарат сделан не сверху, как на "Мирах", а в носу, где заливает вода, так что если бы даже он смог всплыть, сначала его надо было вытащить на судно и далее отвинтить 17 болтов снаружи.

"Это открывание стенки еще больше ослабляло конструкцию этой трубы, людей завинчивали, как в мышеловке. Любой дилетант, если начнет думать, не полез бы туда. А здесь люди идут на пролом, с деньгами, они покупают все что угодно. Они привыкли, что у них все за счет денег, они не хотят вообще никуда оглядываться", – отметил Евгений Черняев.

Жестокий бизнес до конца. Перед погружением каждый подписал бумагу, что заранее отказывается от любых судебных претензий даже в случае смерти.