Тема:

"Титан" на дне 2 месяца назад

Стоктон Раш "хищно" искал клиентов для погружений на "Титане"

Основатель компании OceanGate Стоктон Раш "хищно" искал известных клиентов для экспедиций к обломкам "Титаника" на дне Атлантического океана. Он изо всех сил пытался сделать свои экспедиции прибыльными, несмотря на проблемы и опасения по поводу безопасности используемого в миссиях батискафа. Так газета Times цитирует главу компании-производителя подводных лодок Triton Submarines Патрика Лахи.

По его словам, управлявший батискафом "Титан" Стоктон Раш мог убедить даже того, кто знал и понимал риски. По мнению Лахи, Раш железной хваткой вербовал своих клиентов в опасный тур. На все возражения клиентов у него находились отговорки. Например, на утверждения того, что батискаф не сертифицирован, он обычно отвечал, что отраслевые стандарты сертификации не поспевают за его инновационными технологиями.

При этом, по оценке Патрика Лахи, комбинация цилиндрического корпуса "Титана" из углеродного волокна и титановых торцевых крышек была устаревшей и опасной. Поведение такого устройства в условиях высоких давлений непредсказуемо, добавил глава компании по производству подводных лодок.

Глубоководный аппарат не прошел независимую техническую экспертизу: отсутствие цельности конструкции и сочетание в его корпусе одновременно титана и углеволокна вызывало обеспокоенность у экспертов и специалистов.

Береговая охрана США сообщила, что обломки батискафа обнаружены в 300 метрах от затонувшего в 1912 году "Титаника" на глубине 3,8 километра. Давление на такой глубине составляет 380 атмосфер.

Связь с батискафом "Титан" пропала через час и 45 минут после начала погружения. На его борту находились основатель компании Стоктон Раш, ветеран глубоководных исследований из Франции Поль-Анри Наржеоле, британский миллиардер и космический турист Хамиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулейман. Все они погибли. Мать 19-летнего студента университета Стратклайда в Глазго Сулеймана Давуда рассказала, что уступила место сыну в батискафе, чтобы он установил рекорд: собрал кубик Рубика на глубине рядом с "Титаником". Молодой человек подал заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Он должен был собрать кубик за 12 секунд, а его достижение на видео должен был зафиксировать его отец.

Об опасности погружения на батискафе "Титан" предупреждал своего друга Хэмиша

Хардинга американский предприниматель и исследователь Виктор Весково. Но британец американца не послушал. Весково и Хардинг вместе установили сразу два мировых рекорда во время исследования бездны Челленджера в Марианской впадине, погрузившись на глубину 10 километров 970 метров, проведя в ней 4 часа 15 минут и преодолев при этом расстояние 4,6 километра. Это было самое долгое пребывание на глубине и самое большое преодоленное расстояние на рекордной глубине.

"Он принял решение испытать судьбу", – рассказал о Хардинге Виктор Весково.

Виктор Весково напомнил, что многие исследователи океанов предупреждали Стоктона Раша, что рано или поздно его проект приведет к гибели людей.

Основатель компании EYOS Expeditions и эксперт в глубоководных погружениях Роб Маккаллум, спускавшийся к "Титанику" на российских глубоководных аппаратах "Мир", считает, что Раш проявил пренебрежение к проектированию батискафа. В 2018 году OceanGate уволила директора по морским операциям компании Дэйва Лохриджа, после того как он предупредил, что небольшие трещины, выявленные в углеволокне батискафа, могут привести к серьезным проблемам при погружении и всплытии под огромным давлением. После этого гибель "Титана" стала всего лишь отложенной на время катастрофой.

Бывший капитан подводной лодки Королевского военно-морского флота Великобритании Райна Рэмси считает, что версий разрушения батискафа как минимум две. По первой, причиной аварии мог стать вышедший из строя люк, который закручивают для обеспечения герметичности внутреннего пространства. Вторая версия, сам корпус "Титана" мог разрушиться под давлением из-за дефекта.

"Я бы не стал заходить так далеко, чтобы говорить о безрассудстве, – заявил Райан Рэмси. – Я бы сказал, что пренебрежение стандартными способами строительства подобных подводных аппаратов в погоне за инновациями сопряжено с огромным риском, и в данном случае этот риск привел к гибели людей".

Версию взрывной деформации корпуса батискафа из-за дефектов при воздействии глубинного давления назвал и главный научный сотрудник Института проблем морских технологий имени академика М.Д. Агеева ДВО РАН Александр Инзарцев.