Неделя была очень непростой. Это было время осмысления вооруженного мятежа, что случился накануне и что был быстро подавлен. С одной стороны, явное предательство, а с другой – полное единство народа, всех ветвей и уровней власти, сплочение вокруг президента России. Ни одна армейская рота не поддержала мятеж. Под руководством Путина все силовые структуры и службы сработали быстро, четко и скоорденированно, профессионально и без тени сомнения. Страна предстала монолитом, поддержав лидера. Более того, пережив столь острый опыт, Россия вышла из него более окрепшей. Мы все, образно говоря, получили прививку от подобных авантюр, поняв, чего они стоят и чем они кончаются.
Безусловный герой здесь – президент. И мы вновь оценили Путина, его способность действовать в критический момент. Он народу быстро и четко назвал вещи своими именами: предательство – предательством, а мятеж – мятежом. Он организовал глубокое сопротивление, да так, что ни у кого из силовых структур и во власти не возникло и тени паники. И это притом, что на Западе тут же возникло информационное цунами с вожделением краха России – распада, усобицы, большой крови, словом, того, что там считают для себя самым сладким. А вот обломилось! Все наоборот. В нашем единстве, в общем понимании оправданности целей спецоперации мы лишь укрепились.
Яркой и эмоциональной иллюстрацией этого единения – зрелости общества и простых людей – стала поездка Путина в Дагестан. Президент вопреки протоколу не мог не ответить на столь неподдельную теплоту, столь искреннюю благодарность тех, кто ждал его здесь на жаре многие часы, чтобы выразить свою поддержку. Путина прямо потянуло к людям. Волнующие кадры.
Спустя неделю после, образно говоря, затяжного прыжка, где парашют, как казалось, раскрылся в последний момент, нам хочется понять, что же это было на самом деле. Как ни странно, некоторые даже думают, что поход Пригожина на Москву – постановочный. Мол, для чего-то был нужен такой театр?.. Но нет. Пошли по-настоящему. И случившееся – факт реального государственного и человеческого предательства.
У Пригожина снесло крышу от больших денег, ощущения вседозволенности, что возникло уже давно, со времен операций в Сирии и Африке, а укрепилось после взятия Соледара и Артемовска. Ему показалось, что он может противопоставить себя и Министерству обороны, и самому государству, и лично президенту. Хотя никто не спорит с тем, что бойцы "Вагнера" сражались героически на всех этих фронтах. И к их беде Пригожин, по сути, предал и их.
История России полна примерами, когда герои фронта сурово наказывались за совершенные преступления, за измену. Донской казак Емельян Пугачев с 17 лет доблестно бился в войнах с Пруссией и Турцией, получил офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Поднял бунт, когда Россия воевала с Турцией. Для подавления с театра войны был отозван сам Александр Васильевич Суворов. Пугачев был схвачен своими же казаками. Казнен на Болотной площади в Москве. Положено было четвертовать, но, учитывая боевые заслуги, императрица Екатерина Великая смягчила наказание – сначала Пугачеву отрубили голову, а уже потом руки и ноги.
Гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. Один из ближайших сподвижников Петра Первого. В Азовском походе против Османской империи жил с молодым императором в одном шатре. Воевал со шведской армией Карла ХII. Награжден высшим орденом – Святого Андрея Первозванного за номером два – и шпагой с алмазами. Стал одним из богатейших людей России. Предательство. И Петр разбивает казацкие отряды Мазепы. Отливает ему из пяти килограммов серебра орден Иуды, надеясь вручить. Но Мазепа бежит с Карлом ХII и бесславно заканчивает свой жизненный путь в Бендерах, будучи заеденным вшами.
Советский генерал Андрей Власов. Герой битвы под Москвой 1941 года. Командовал 20-й армией. Его портреты в газетах публиковались равновеликими с Жуковым. Награжден золотыми часами и орденом Красной Звезды, что в начале Великой Отечественной было большой редкостью. Предательство. Суд и вердикт – лишение всех наград и званий – и смертная казнь через повешение. Приговор приведен в исполнение в августе 1946-го во дворе Бутырской тюрьмы.
Евгений Пригожин тоже развернул оружие и двинул свои части в обратном направлении от фронта. Помилован президентом, дабы избежать большого кровопролития. Все висело на волоске. От большого кровопролития оставался один шаг. Путин в обращении к гражданам России предложил заглянуть в бездну, вспомнив Первую мировую и 1917 год: "Интриги, склоки, политиканство за спиной армии и народа обернулись величайшим потрясением, разрушением армии и распадом государства, утратой громадных территорий. В итоге – трагедией гражданской войны. Русские убивали русских, братья – братьев, а корыстную выгоду извлекали разного рода политические авантюристы да зарубежные силы, которые делили страну, рвали ее на части.
Мы не дадим этому повториться! Защитим и наш народ, и нашу государственность от любых угроз, в том числе от внутреннего предательства. А то, с чем мы столкнулись, – это именно предательство. Непомерные амбиции и личные интересы привели к измене. К измене и своей стране, и своему народу, и тому делу, за которое бок о бок с другими нашими частями и подразделениями сражались и погибали бойцы и командиры группы "Вагнер".
Обращение президента и верховного главнокомандующего слушали и бойцы самой группы "Вагнер", что остались в Ростове-на-Дону в расположении захваченного ими штаба Южного военного округа. Услышав Путина, поняли, что Пригожин использует их втемную и отнюдь не во благо Родины. Тут же вышли и разминировали периметр. Ранее колонна Пригожина растеряла часть бойцов при прохождении Луганской народной республики. Тоже осознали, что не туда их ведут.
Путин говорит о "непомерных амбициях и личных интересах", что привели к измене. Кстати, важным фактором к мятежу, как многие считают, стал отказ Минобороны продлить многомиллиардный контракт с пригожинским "Конкордом" на пищевое довольствие для армии. Однако был и еще один важный момент.
"За несколько дней до попытки мятежа Минобороны заявило, что все формирования, которые выполняют боевые задачи, должны подписать контракт с Минобороны. И это абсолютно правильное решение. Все начали выполнять. Все, кроме господина Пригожина. Ему было сообщено, что в таком случае "Вагнер" не будет принимать участие в СВО, то есть не будет выделяться финансирование. А для господина Пригожина это основное, если не главное", – отметил глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картополов.
Но чтобы в целом понять масштаб амбиций и интересов, достаточно назвать лишь две цифры. Основанная Евгением Пригожиным частная военная компания "Вагнер" в рамках заключенных с государством контрактов получила чуть более 858 миллиардов рублей. Это под триллион. По другим контрактам пригожинский холдинг "Конкорд" оказал услуг на сумму в 845 миллиардов рублей. Это не значит, что столько и заработали, но все же говорит о масштабах бизнеса и масштабах амбиций.
Здесь еще важно понять, что информационные возможности компаний Пригожина были внушительными, а PR был поставлен на широкую ногу. У многих сложилось впечатление, что "Вагнер" – самое эффективное на фронте, что есть у России. Не умаляя ничьих заслуг, все же стоит помнить, что почти полумиллионный город Мариуполь со всеми подземными заводскими уровнями, что защищали высокомотивированные, хорошо обученные и вооруженные боевики "Азова" (запрещен в РФ), был взят подразделениями Минобороны за 70 с небольшим дней, а Артемовск с первоначальным населением в десять раз меньше "Вагнер" штурмовал 225 дней. Есть разница? Опять же не умаляя героизм бойцов "Вагнера... Это к вопросу об эффективности. И вот сейчас ушел "Вагнер", а фронт не пробиваем в обороне. Хотя как сокрушались, как же без "Вагнера"?! То есть PR – это одно, а реальность – другое. Надо различать.
Президент и все причастные структуры в ночь на 24 июня не прилегли ни на минуту. За это время на подступах к Москве были созданы три линии обороны. Одна из них – по реке Ока. Пройти их у Пригожина не было никаких шансов. По тревоге были подняты подразделения Минобороны, Росгвардии, ФСБ. Марш остановился. Мятежник запросил разговор с президентом. Путин с предателем говорить отказался. В этот момент инициативу проявил лидер Белоруссии Лукашенко. По согласованию с Путиным он пытался дозваниваться до Пригожина, но тот на звонки Лукашенко отвечать не хотел. Тогда в воздух поднялась штурмовая и фронтовая авиация и стала наносить предупредительные бомбовые удары, пока не по колонне, но рядом. Типа "Алло, Евгений Викторович, возьмите трубочку, пожалуйста". Так Лукашенко и дозвонился.
"Разговор – эйфория. У Евгения полная эйфория. Разговаривали первый раунд минут 30 на матерном языке. Исключительно. Слов матерных было в 10 раз больше, чем нормальной лексики. Он, конечно, извинился и начал мне матерными словами рассказывать. Я говорю: "Ты чего хочешь?" Путину я, естественно, рассказал в разговоре их требования. "Я ведь ничего, Александр Григорьевич, не прошу. Пусть мне отдадут Шойгу и Герасимова. И мне надо встретиться с Путиным". Я говорю: "Женя, никто тебе ни Шойгу, ни Герасимова не отдаст, особенно в этой ситуации. Ты же знаешь Путина не меньше, чем я. Во-вторых, он с тобой не то что встречаться – по телефону разговаривать не будет в силу этой обстановки". Молчит. "Но мы хотим справедливости! Нас хотят задушить! Мы пойдем на Москву!" Я говорю: "На полпути тебя просто раздавят как клопа", – рассказал Лукашенко.
А в придачу и предложение, от которого трудно отказаться. "Я сказал Пригожину: "Это – гарантия, вплоть до того, что я выведу тебя в Белоруссию и гарантирую тебе полную безопасность. И твоим ребятам". "Да, я вам верю" "Хорошо, в этом направлении будем действовать", – сказал Лукашенко.
Ясно, что предложение было согласовано с Путиным. И ради того, чтобы избежать большого кровопролития, уголовное дело о вооруженном мятеже, которое к тому времени уже было заведено, а по нему – до 20 лет, было обещано прекратить. Но Пригожин должен уйти в Белоруссию. На этих условиях президент России помиловал его. На будущее индульгенция, понятно, не распространяется. Вести себя придется прилично. От права участия в СВО Пригожин отстранен.
В понедельник вечером президент Путин выступил с новым обращением к гражданам России, где поблагодарил всех за выдержку, сплоченность и патриотизм, а следом провел совещание с военными и другими силовыми структурами.