Тема:

Главные события 56 минут назад

Ситуация в Ростове и на "Дону"

Трасса М4 "Дон" снова едет. Что здесь еще напоминает о марше "Вагнера"?

Репортаж "Вестей недели" с трассы М4 "Дон", по которой на Москву двигались вооруженные колонны мятежников. Напомним, вооруженная колонна предателя, основателя ЧВК "Вагнер" 24 июня, захватив накануне штаб Южного военного округа в Ростове-на-Дону, двинулась по автотрассе М-4 "Дон" на Москву. Ростов. Патрули по всему городу. Колонны вагнеровцев с полным вооружением – на трассе. Наши летчики контролируют движение с неба. В начале нашего выпуска мы подробно разобрали эту бесславную авантюру. Полезно еще раз осмыслить и сделать выводы. Что на трассе сегодня и что говорят очевидцы?

Съемочная группа "Вестей недели" едет проведать нашу любимую трассу М4 "Дон". Как она там поживаем после всех пережитых приключений? Проедем через Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую и Ростовскую области. Поехали!

Дорожные сумки в багажнике, полный бак бензина, навигатор не нужен. Движемся по прямой строго на юг. От Москвы до Новороссийска по М4 – 1550 километров. Летом "Дон" – наверное, самая популярная трасса. По номерам машин можно изучать географию нашей большой страны.

Первые 100 километров позади. На заправках есть небольшие очереди. За кофе и пончиками. На постах ГАИ дежурят сотрудники. 108-й километр трассы "Дон". Мост через Оку. Плотный транспортный поток. Совсем ничто не напоминает о том, что здесь действовал режим контртеррористической операции. Проезд машинам был заблокирован. На дороге возводили укрепления, стояли блокпосты, на обочинах вырыли окопы. Это был передний рубеж обороны Москвы. По упаковкам от сухпайков понятно, где были позиции стрелков. Видно, что провели они тут не один час, пока не дали команду "отбой". Дорожники уже растащили бетонные блоки, засыпают окопы.

Асфальтовое покрытие не пострадало. Четыре полосы – в идеальном состоянии. Отбойники на месте. А про всю эту историю рабочие свои выводы сделали: "Неправильно все это было. У нас своих проблем хватает на Украине, а когда еще такую бучу всякие амбициозные люди устраивают... Теперь закапываем окопы".

На платных участках – зеленый знак автомагистрали. Можно ехать со скоростью до 130 километров в час. За окном – исторические места ратной славы России. Куликово поле. Воспетая в эпосах Задонщина. Тульские пряники и пастилу пролетаем без остановок. А потом попадаем в затор на час. Авария. Варианты объезда есть – по старой дороге. С заездом в Задонск. Это уже в Липецкой области.

Этот маленький городок на правом берегу реки Дон – по сути, один большой храмовый комплекс. Колокольни церквей, святые образы, монастырские дворы и целебные купели. Один из духовных центров православной Руси. В качестве сувенира можно купить мед или бесплатно забрать котенка. Одно из послушаний сестер в женском монастыре – забота о беспризорных животных. На выезде из Задонска легко найти кафе и столовые.

Как узнать, где юг, а где север безо всякого компаса, если вдруг заблудились на трассе "Дон"? Есть решение. Окрошка. От Москвы до Тулы квас будет сладким, а вот начиная с Черноземья, этот летний суп готовят на белом квасе, с горчицей и хреном.

Вообще, когда М4 начали реконструировать, большую часть дороги, скоростные платные участки проложили в обход городов и сел. Торговля на обочинах всякой всячиной осталась в прошлом. И теперь, чтобы заманить к себе клиентов, заставить их притормозить, свернуть, остановиться на ночлег, местным бизнесменам нужно проявить смекалку.

Разбойники подстерегают путников в Воронежской области. Во главе с атаманом. Все персонажи вымышлены. Совпадения с реальными людьми случайны. Скульптуры вырезаны только из упавших от старости деревьев резчиками со всей России. На базе Кудеярова Стана проходил фестиваль "Битва бензопил".

"Дорога – эта сумма впечатлений. Здесь время течет по-другому. Здесь другое измерение. Если говорить о потенциале, то это въезд в Воронеж, тут на косогоре можно ставить что-то огромное, что Церетели отдыхает", – сказал один из резчиков по дереву.

Вылетев из "разбойничьего гнезда", берем курс на Ростов. Машин явно становится больше. Трасса "Дон" впитывает транспортные ручейки и потоки из окрестных городов. Дорожники говорят, нагрузка на магистраль летом возрастает многократно.

Понятно, что все хотят побыстрее попасть к морю. Но если в запасе есть время, стоит на пару часов заехать в Дивногорье. Воронежская область – это не только чернозем, но и меловые скалы. А в них – подземные храмы и монашеские кельи. 400 крутых ступеней – это испытание для выносливых туристов. Но оно того стоит. С этой высоты открывается потрясающий вид на меловые изваяния, долину реки и бескрайние поля.

Большегрузы везут продукты, автобусы – туристов. С каждым километром небо становится яснее. Заметно теплеет. Денис и Олеся едут в Сочи. Сами из Саратова. Остановились прогулять собаку и заодно перекусить. "Когда-то давно была Франция, Испания, и мы лет 10 назад восхищались, как все оборудовано у них. Но у нас не хуже, чем во Франции, чем в Испании. Где-то даже лучше", – говорят путешественники.

Дорожная инфраструктура – заправки, места для отдыха, пункты взиманиями платы – работает в обычном режиме. Ущерб, нанесенный прохождением колоны "Вагнера", большей частью устранен. Решается вопрос с компенсациями людям, чье имущество пострадало во время режима КТО.

Во двор этого жилого комплекса упали неразорвавшиеся фрагменты снаряда. Осколки пробили кузовы машин, лобовые стекла, оставили следы на фасадах домов. Люди не пострадали. В селе Елизаветовка Воронежской области на память от ЧВК "Вагнер" остались "сувениры". Воронки от шальных снарядов уже засыпали. Вместо военной техники теперь на трассе снова работают грейдеры и асфальтоукладчики.

Въезжаем в Ростовскую область. Дождик закончился. Становится заметно теплее. Но вот начинается какой-то затор. В чем причина, скоро узнаем. Как выяснилось, причиной пробки стали дорожные работы. Из четырех полос доступны только две. Очередь из фур и легковушек растянулась на десятки километров. Спустя два с половиной часа, наконец, опять набираем скорость. Следующий привал – в Каменск-Шахтинском, в байкерском приюте. Одно время Каменск-Шахтинский стал перевалочным пунктом со всей страны. Здесь есть шевроны всех байкерских клубов Российской Федерации. Останавливались здесь, беседовали, обменивались новостями и продолжали свой путь к морю. Минимум вещей, палатка... Едут на Домбай. Шлем залеплен мухами и бабочками – минусы двухколесного транспорта. Зато скорость. Зато свобода.

Через дорогу – местный парк "Патриот". 500 экземпляров военной техники. Танки Первой мировой, современная броня, легендарные истребители и расписанная под хохлому БРДМ. Есть тут и стрелковый тир. Можно дать очередь по фашистам из пулемета "Максим". Хоть и холостыми, но очень громко.

Алея славы Героев России, земляков из Каменск-Шахтинского Ростовской области, отдающих свои жизни в зоне СВО. Скоро на этой алее появится и выставка разбитой натовской техники – танков "Леопард", "Брэдли", уже привезли фрагменты ракеты HIMARS. Их доставили сюда из Луганской области.

Оставшаяся дорога до Ростова прошла без приключений. Опробовали новый участок в обход Аксая. Эту скоростную магистраль только недавно открыли для движения, чем существенно облегчили жизнь туристам. Строители уверяют, что теперь добраться до моря можно на два часа быстрее. Ну, а пять мостов на этом участке только украсили Ростовскую область.

Соборы, фонтаны, набережная, памятник легендарной тачанке – в Ростове хватает достопримечательностей. Но теперь туристы хотят посмотреть и на те самые цирковые ворота, где застрял танк. Однако о событиях прошлой недели сегодня почти ничего не напоминает. Ворота вернули на свое место, асфальт обновили, и Ростов зажил своей обычной шумной жизнью южного города.

Колорит Ростова можно почувствовать, зайдя на местный рынок. Поговорили с рыбаками. Посидели в кафешках и побродили по закоулкам города на Дону. Добравшись до Ростова, можно быть уверенным: самая сложная и утомительная часть пути позади. Теперь главное – определится с выбором, куда податься дальше: к горам Кавказа, на побережье Крыма или поближе к Азовскому морю. А может, успеть везде? Тоже вариант! Главное, чтобы с погодой повезло.