Александра Левчук попала в немецкий концлагерь, когда ей было всего восемь лет – с мамой, сестрой и маленьким братом. Помнит, что немцы заставляли работать в поле целый день, а из еды был только подножный корм.
"Маму мы почти не видели. Их угоняли на работу рано-рано утром, – вспоминает Александра Левчук, малолетняя узница фашистского концлагеря. – Каждый ужин, если только этот ужин был, – кого-нибудь всегда избивали. Чаще всего ребят 16-17 лет".
За два года с территории Смоленской области фашисты угнали на каторжные работы 120 тысяч местных жителей, оставляя после себя в буквальном смысле выжженную землю. По данным историков, оккупанты сожгли две сотни смоленских деревень и уничтожили восемь городов.
"На территории региона применялась тактика выжженной земли, когда населённые пункты полностью уничтожались вместе с населением, имущество предварительно грабили", – говорит Сергей Карапетян, прокурор Смоленской области.
Свидетельства тех страшных преступлений находят до сих пор – места массовых захоронений, остатки сожженных деревень. Сколько было улик нацистского геноцида на территории Смоленщины, не скажет никто. Этим преступлениям нет срока давности.
Когда началась война, Ивану Прокофьевичу было всего 11 лет. Приходилось много и тяжело работать, ведь фашисты требовали с каждого двора большое количество продуктов каждую неделю.
"Мы ходили босые. Да он и при отступлении уничтожал всё. Ещё Гитлер не отдал Смоленска, а его контрразведка действовала. Они сжигали все деревни", – говорит житель Смоленской области Иван Фирсов.
Мирных убивали с особой жестокостью, вспоминает Федор Русаков. Мать, сестер и племянников расстреляли. Чудом выжившему отцу пришлось хоронить односельчан и родных.
Действия фашистов в годы войны на территории Смоленской области теперь официально признаны геноцидом. Суд установил, что в период оккупации нацисты и их пособники совершили жестокие преступления против мирного населения. Карательные батальоны массово уничтожали мирных жителей и военнопленных, жестоко пытали и сжигали.
С доводами прокуратуры суд согласился полностью. За период оккупации фашисты расстреляли, сожгли или угнали более полумиллиона человек. Суд также установил и размер материального ущерба. В переводе на сегодняшние деньги он превысил 17 трлн рублей.