То есть Москва больше не дает гарантии безопасности для вывоза украинского зерна из черноморских портов. Имели право. Запад не снял ограничения для экспорта российского продовольствия, удобрений и расчетов через международную систему SWIFT, хотя обещали. Истерика началась сразу: готовились. Но даже западные экономисты считают, что это не так: рынок стабилен.
Еще ситуация в чем-то оказалась моментом истины для Украины. Владимир Зеленский пытался было заручиться военной поддержкой западных или турецких кораблей для сопровождения своих судов, но получил отказ. Попросил Польшу принять зерно, но польский премьер сказал "нет". И Киев его назвал популистом.
Последний сухогруз покинул порт Одессы и взял курс на Стамбул 16 июля, за день до окончания срока действия зерновой сделки. Это было турецкое судно TQ Samsun. На следующий день стало ясно: угрозы Госдепа и намеки на некие дипломатические издержки для Москвы не помогли. Россия приостановила участие в черноморской инициативе.
Целый год был у Запада для того, чтобы исполнить условия сделки. Москва исполняла свою часть договоренностей и когда зерно поплыло вовсе не туда, куда должно было, и когда Киев стал использовать гуманитарный коридор для террористических атак.
"Мы вновь и вновь продлевали эту сделку и, продлевая, проявляли просто чудеса выдержки и терпения, толерантность. Рассчитывали, что наши зарубежные коллеги, наконец, начнут в полном объеме соблюдать согласованные и одобренные параметры и условия. Однако ничего подобного не происходило, а только постоянно требовали чего-то от России", – высказался на этот счет президент РФ Владимир Путин.
"Просто откровенная наглость и бесцеремонность. Посулы и пустая болтовня. И себя только компрометировали этим. Сделали все, чтобы пустить ее под откос, а сегодня, как у нас в народе говорят, на голубом глазу практически лгут всему миру, говорят о том, что якобы Россия виновата в срыве этой сделки. Более того, чуть ли не во всех бедствиях населения африканских и ряда других стран винят Россию. Стран, которые сам Запад в свое время обобрал, столкнув в пучину войн, голода и нищеты, и продолжает сейчас в рамках своей неоколониальной системы грабить эти государства. Он и на зерновой сделке беззастенчиво наживался", – подчеркнул российский лидер.
22 июля прошлого года в Стамбуле были подписаны два взаимосвязанных соглашения. Первое – Черноморская инициатива по вывозу украинского продовольствия и российского аммиака. Второе – меморандум Россия-ООН по нормализации экспорта сельхозпродукции и удобрений из России. Уже через неделю первый пакет заработал: были сформированы гуманитарный коридор и координационный центр в Стамбуле. Вскоре из Одессы вышел первый сухогруз. То есть Россия все обязательства выполнила. Но меморандум с ООН так и остался лишь на бумаге.
Снятие санкций с поставок сельхозпродукции и удобрений, восстановление доступа "Россельхозбанка" к системе SWIFT, без чего невозможны взаиморасчеты, страхование судов, их доступ в порты, поставки запчастей для сельхозтехники и отрасли производства удобрений – ничего не сделано. Вместо этого с июля прошлого года ЕС принял пять новых санкционных пакетов. Российские аграрии понесли убытки на 1,2 миллиарда долларов.
Тем временем в портах застряли российские суда с минеральными удобрениями. Из 260 тысяч тонн этой продукции, заблокированной в Латвии, Эстонии, Бельгии и Нидерландах, ушли всего две партии, примерно пятая часть – в Малави и в Кению. Бесплатно, чисто гуманитарный проект. Что касается аммиакопровода Тольятти-Одесса, который должен был заработать в рамках соглашения, киевский режим его просто взорвал. Секретариат ООН, гарант сделки, тогда промолчал, зато высказался теперь.
"Я глубоко сожалею о решении Российской Федерации прекратить выполнение черноморской зерновой инициативы", – заявил генсек организации Антониу Гутерриш.
При этом руководство ООН, по словам Владимира Путина, судя по всему, искренне стремилось выполнить обещания. Но ничего сделать не удалось. Противодействие определенных влиятельных сил, видимо, было слишком сильным. А теперь все как один стали качать головой и цокать языками, обвиняя Москву.
"Думаю, для тех, кто еще сомневался в приверженности Владимира Путина общему благу, ответ предельно ясен. Он решил превратить еду в оружие", – сказал президент Франции Эммануэль Макрон.
Выглядит это праведное негодование крайне лицемерно и цинично, особенно если посмотреть на реальную статистику, которая свидетельствует что за все время действия черноморской инициативы с Украины вывезли почти 33 миллиона тонн грузов. Из них 70 процентов (26 миллиона тонн) были отправлены в страны с высоким и выше среднего уровнем дохода, в том числе в Евросоюз. На долю беднейших государств – Йемена, Эфиопии, Сомали, Афганистана, Судана – пришлось менее 3 процентов. 900 тысяч тонн.
То есть с самого начала сделка имела не гуманитарную, а чисто коммерческую подоплеку. Западные СМИ давят на жалость, выводя на экраны украинских фермеров.
"Эти украинские фермеры выращивают пшеницу, подсолнечник и кукурузу на 1,5 тыс. гектаров земли", – показывают западные СМИ фермеров, которые не могут продать свой урожай.
Только не упоминают, что гектары эти чаще всего украинцам не принадлежат: труженик полей вкалывает на американские корпорации. 17 миллионов гектаров – во владении этих акул из морей кукурузы и пшеницы: Cargill, Dupont и Monsanto. Запад зарабатывает дважды: сначала на продаже дешевого украинского зерна в Европу, а потом уже на готовой продукции из этого зерна с высокой добавленной стоимостью. Теперь сетуют, что цены растут.
"За последние 24 часа цены на пшеницу по обе стороны Атлантики выросли на 8 процентов. Это ударит по карману многих бедных людей по всему миру", – говорит представитель Всемирной продовольственной программы на Украине Мэтью Холлингворт.
Биржевые цены на зерно и правда начали ползти вверх, но бедные и беднейшие тут вообще ни при чем. В Евросоюзе, где инфляция еще в прошлом году побила абсолютные рекорды, а в этом ее немного стабилизировали, трясутся за свои кошельки.
Министр обороны Италии, подтвердивший, что Африка получила ничтожный процент украинского зерна, высказывает по сути те же опасения: "Все взаимосвязано, и это, безусловно, элемент беспокойства. 95 процентов украинского зерна экспортируется за пределы Африки, но когда у этих стран нет зерна, они переходят к его поискам в других местах, что неизбежно приводит к росту мировых цен".
Запад продолжает всех убеждать, что без украинского зерна мир ну никак не обойдется, а беднейшие страны просто не выживут. На самом деле ничего подобного. Здесь довольно простая арифметика: на долю Украины приходится менее 5 процентов мирового производства такой востребованной культуры, как пшеница. На долю России – 20 процентов. При желании наша страна может заместить все украинские поставки и на коммерческой, и на безвозмездной основе. Особенно если учесть, что в этом году вновь ожидается рекордный урожай.
В Киеве уже было решили, что могут продолжить возить зерно из Одессы по черноморскому коридору и после выхода из сделки России.
"Черноморская зерновая инициатива может и должна работать если без России, то без России", – заявил президент Украины Владимир Зеленский.
В Минобороны РФ, чтобы не было недопонимания, пояснили: выход России из сделки означает, что с 0:00 московского времени 20 июля все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения.
Соответственно, страны флага таких судов будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне Киева.
"Мы вынуждены констатировать, что за год действий сделки киевский режим накопил под ее прикрытием значительные военно-промышленные, топливные, складские мощности в районах своих черноморских портов. Там же размещались существенные людские ресурсы ВСУ и иностранных наемников. С прекращением сделки у нас появилась возможность исправить эту ситуацию", – заявил первый заместитель поспреда России при ООН Дмитрий Полянский.
Кроме того, ряд морских районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря объявлены временно опасными для судоходства. В МИДе объяснили, что может происходить на практике.
"Мы должны убедиться, что судно с чем-то плохим идет. Это означает запрос, осмотр при необходимости, чтобы убедиться, так или не так. Я думаю, это вполне логично, особенно после тех терактов, которые произошли. Теперь уже нет морского гуманитарного коридора, теперь уже зона повышенной военной опасности", – сказал замглавы МИД РФ Сергей Вершинин.
Зеленский и его команда всю неделю делали вид, что ничего не случилось. Направили письма в Анкару и в ООН, предложили водить корабли через территориальные воды Болгарии, Турции и Румынии. Но обеспечить безопасность торговым судам в виде эскорта военных кораблей Украина явно не может – у нее и флота, в сущности, нет. Поэтому идея была нагрузить этим кого-то еще, очевидно, Турцию. Высокопоставленный турецкий чиновник заявил агентству Bloomberg, что Анкара на такую авантюру не пойдет. К тому же, страховки судов с подобными рисками взлетят до небес, ни один перевозчик их не потянет. Понимают это и в Вашингтоне.
"США заявили, что сопровождение грузов – не вариант, а страховой брокер Marsh во вторник приостановил свою программу экспорта зерна с Украины из-за грядущих проблем", – пишет Bloomberg.
"Ни один здравомыслящий предприниматель не отправит корабли без страховки", – заявил Василис Муис, управляющий директор греческой компании Doric Shipbrokers, которая ранее отправляла суда через коридор. Без защиты безопасного коридора "торговля с Украиной мертва", отмечает издание.
Возить по земле – дорого. Но, видимо, это теперь единственный вариант. Восточноевропейские страны, хотя и продлили в очередной раз запрет на ввоз украинского зерна, поставив Брюссель перед фактом, транзит пока не запретили. Если же Запад все же решит исполнить свою часть сделки, Россия оставляет дверь приоткрытой.
"Вместо того, чтобы помогать действительно нуждающимся странам, Запад использовал зерновую сделку для политического шантажа, а кроме того, как я уже сказал, сделал ее инструментом обогащения транснациональных корпораций – спекулянтов на глобальном зерновом рынке, – сказал Путин. – Хочу подчеркнуть: мы не против самой сделки как таковой и, безусловно, рассмотрим возможность вернуться в нее, но только при одном условии – если будут в полном объеме учтены, а главное – реализованы, именно реализованы все без исключения ранее согласованные принципы участия России в этой сделке".
В общем, зерновая сделка еще не приказала долго жить, но в этом ее виде точно ушла в историю, как выразился турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Он выразил намерение обсудить возможность ее возобновления с президентом России лично.