Собака-поводырь отстояла свои права в суде

Громкий скандал в метро северной столицы, когда питомца-компаньона без намордника не пустили на станцию, закончился победой его хозяина. Инвалид по зрению столкнулся с яростным сопротивлением сотрудников метро и вынужден был доказывать, что его пес не только любим, но и жизненно необходим.

Навострив уши и виляя хвостом, словам судьи внемлет пес-поводырь по кличке Урс. Он – можно сказать – один из истцов в деле о ношении намордников в общественных местах Санкт-Петербурга. Его хозяин Валерий Крумкач – инвалид по зрению. Сопровождение четырехлапого напарника для мужчины – жизненная необходимость. Однако сотрудники метро северной столицы не позволили пройти пушистому сопровождающему без намордника.

"Преградили мне дорогу и сказали, что без намордника не пустят. Вызвали полицию, я пытался что-то доказывать, но меня не слушали. Вышло все руководство станции, был создан такой микробрифинг, даже народ за меня постоял, но не пустили – и все", – вспоминает Валерий Крумкач.

Собаки-поводыри могут бесплатно сопровождать своих хозяев в метро. Но, согласно правилам, в соответствующей "экипировке" – со специальным опознавательным знаком и в наморднике. Однако в "должностные" обязанности таких питомцев входит не только сопровождение.

"Кроме того, что он меня водит, он должен еще оказывать содействие в подъеме вещей. Дело в том, что в метро очень много молодых людей ходят в наушниках, не смотрят, куда идут, поэтому толкотня, выбивают трость из руки", – рассказывает Валерий.

Валерий Крумкач неразлучен с пушистым компаньоном с 2014 года. Мужчина служил в Афганистане, после контузии потерял зрение. Благодаря Урсу теперь живет полноценной жизнью, ходит в бассейн. Неразлучные друзья даже посещают футбольные матч с участием "Зенита". Пока Валерий слушает комментатора, Урс радуется вместе с болельщиками каждому забитому голу.

Собака наизусть знает все маршруты своего хозяина. Помимо стандартных команд есть любимые – "магазин" и сушки", значит, пришло время лакомств. Имя своему питомцу петербуржец выбрал не случайно. Урс в переводе с древнекарельского означает "медведь". По характеру четырехлапый спутник такой же – уверенный, спокойный, надежный.

"Все нагрузки, которые есть, направлены у него только на одно – на движение с хозяином. Если кто-то в метро или в другом транспорте наступит ему на хвост, он взвизгнет, но отойдет, кусать не будет", – говорит Валерий Крумкач.

Лабрадоры и ретриверы – идеальные породы собак-поводырей, говорят специалисты.

"Это крупные, очень дружелюбные и ориентированные на человека породы. Подготовка каждой собаки занимает не менее полутора лет. Собаки, проявляющие охранные качества, агрессию и трусость, не могут стать поводырями", – отметила Элина Почуева, заместитель директора учебно-кинологического центра.

Зато агрессию по отношению к незрячим совершенно не стесняются проявлять сами люди. На кадрах – случай в одном из омских кафе. Сотрудница, воинственно размахивая подносом, категорически отказалась впускать незрячих людей с собаками-поводырями. Жительницу Краснодара Анастасию не впустили в автобус. Водитель требовал поместить животное в клетку – якобы согласно правилам перевозки. А в Екатеринбурге Рината Шайдуллина заставляли заплатить за проезд золотистого лабрадора Николаса, хотя еще с 1995 года собака-поводырь считается средством реабилитации инвалидов, как, например, кресло-коляска или специальный подъемный механизм, и дополнительной платы не требует.

После инцидента в метро Валерий целый месяц ездил окружными путями, пока не оспорил один из пунктов правил пользования городским метрополитеном в суде. Суд решил административно-исковое заявление признать частично. При этом разрабатывать новые правила городская подземка не будет.

В суд Валерия приходили поддержать и другие незрячие, ведь в том числе и их права отстаивал в суде петербуржец. Теперь городской метрополитен для четырехлапых помощников станет доступен без намордников.