Несмотря на угрозу интервенции из соседних стран, протестовать нигерцы снова пришли к французам. От посольства Пятой Республики митинги переместились к ее же военной базе.
У этого противостояния появились первые жертвы. В среду путчисты обвинили французский контингент в нападении на свой гарнизон и убийстве пятерых солдат. Хотя Париж все отрицает.
Так протестовать перед французами – дело в Нигере опасное. В ноябре 2021-го возле города Тере все закончилось стрельбой по гражданским. Погибли двое, еще два десятка были ранены. Тогда скандал замяли. Но нынешние власти французам указали на дверь, разорвав договор о военном присутствии. Не нужна Нигеру угроза в тылу, когда сообщество соседей под названием ECOWAS готовится атаковать страну.
"В Кот-д’Ивуар будет направлена часть вооруженных сил некоторых стран. Затем Кот-д’Ивуар сформирует батальон. Я уже поручил начальнику Генштаба начать подготовку войск", – заявил Алассан Уаттара, президент Кот-д’Ивуара.
Интересно, что о подготовке интервенции объявляет президент, пришедший к власти после Лорана Гбагбо, свергать которого в свое время активно помогали те же французы. К атаке вроде бы готовы примкнуть Бенин, Сенегал и Нигерия. И если бы не последняя, силы с коалицией "Нигер, Мали и Буркина-Фасо" получились бы почти равны.
Впрочем, в самой Нигерии, президент которой возглавляет ECOWAS, всю минувшую неделю только и говорили что о дипломатии. Даже парламент не разрешил использовать войска: "Действия ECOWAS – это двойные стандарты, потому что вы не можете одновременно говорить, что готовите удар и ведете переговоры. Если вмешательство произойдет и увенчается успехом, оно предоставит силам, стоящим за этим вмешательством, отправную точку для достижения чего-то большего. У вас будет Базум-2.0, который будет более податливым, гибким, подчиненным интересам Запада, включая Францию".
Что-то знают, похоже, и в Алжире. Страна в субботу закрыла свое воздушное пространство для французских военных бортов: "Даже если армия Нигерии возглавит операцию, ее возможностей недостаточно, чтобы гарантировать преимущество. Им бы не хватило воздушных или логистических возможностей, разведки. Конкретного запроса пока не поступало. Но Париж, похоже, не исключил и такой поддержки".
"Если ECOWAS санкционирует удар по Нигеру, они развяжут войны между соседями. Мы уже создали правительство, и государство функционирует нормально. Французы и французские интересы подталкивают их". Число жертв этих "интересов" на высшем уровне подсчитали в Сети. В промежуток между 1963-м – тогда убили президента Того Силвануса Олимпио – и гибелью Муаммара Каддафи в 2011-м уместились лидеры половины стран Африки. Кровавые традиции заставили задуматься французский сенат, откуда на неделе пришло письмо Макрону: "Сегодня Нигер, вчера Мали, ЦАР, Буркина-Фасо отвергли Францию, французские войска, французские компании. Это движение распространяется даже в странах, которые близки к нам, таких как Кот-д'Ивуар или Сенегал. В Северной Африке тоже разочарования".
В ходе атаки на гарнизон, в которой обвиняют французов, на свободу вырвались полевые командиры филиала "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" (запрещена в РФ) "Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин" – той самой группировки, что обещала захватить город Томбукту у союзника Нигера Мали. А бывший лидер туарегов-радикалов Рисса Аг Була заявил о создании Совета сопротивления для возврата к власти нигерского президента Базума.
"США и их союзники, в том числе Франция, не одно десятилетие создают террористические группировки по всему миру. Начался этот процесс еще в период афганской войны, когда американские спецслужбы выходили на контакт с талибами, направляли финансирование. Американцы восприняли эту методику как очень удачную", – отметил Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз.
Удачным для поощрения интервенции оказались и откровения американских дипломатов, со слов которых получается, что путчисты Нигера угрожают убить Базума. Угроза якобы прозвучала где-то в кулуарах во время визита Виктории Нуланд в Ниамей – третьего за два года. "Я очень четко объяснила ребятам, которые за это отвечают, что у нас нет желания туда идти, но они могут нас к этому подтолкнуть. И мы попросили их проявить осторожность в этом отношении и вернуться к конституционному порядку", – сказала Нуланд.
Сразу после ее возвращения в Пентагоне заявили, что часть мятежников обучалась военному делу в США. Генерал Салифу Моди, например, хорошо знаком с коллегой из американских ВВС Джеймсом Криселом. А собеседник Нуланд Мусса Барму сначала прошел курс в Форт-Беннинг (штат Джорджия), а спустя три года – в Университете национальной обороны в Вашингтоне. Но современных идеалов западной демократии почему-то не усвоил.
В прошлом году Вашингтон через агентство USAID обещал Ниамею 400 миллионов долларов на "проекты эффективного управления", продовольственную безопасность, медицину – она в стране – одна из худших на планете.
"Мы временно приостанавливаем помощь правительству. Это скажется на безопасности, а также затронет развитие страны. Пока мы только ставим на паузу. Если лидеры хунты восстановят конституционный порядок, эта пауза исчезнет", – подчеркнул Мэтью Миллер, официальный представитель Госдепа США.
Сговорчивые власти Вашингтону, конечно, не для экономии нужны – не так уж много Ниамею достается. Гораздо выгоднее, например, продать в ЕС больше своего СПГ, лишив Европу газа по транссахарской нитке, что должна пройти через Нигер. Это, не говоря о политическом влиянии. Запад в регионе не так уж коллективен, пишет бывший спецпосланник США по региону Сахеля Питер Фам: "Несмотря на общность ценностей и интересов с США, европейские союзники с ними не во всем согласны. Мы должны помнить об этом и не хотим откровенного разрыва, пока конфликт на Украине продолжается".
Но если для Европы эти газово-гуманитарные игры в худшем случае закончатся подорожавшим электричеством, то для Нигера инвестиции – вопрос выживания. 40% доходов бюджета страна получает извне. Перекрытые финансовые потоки уже ударили по ценам на продукты в беднейшем государстве.
Из-за блокады ECOWAS в Нигер не могут добраться фуры с продовольствием. Дефицит импортной энергии стал таким, что по ночам в столице не горят фонари. Заморожены важнейшие проекты вроде ГЭС "Кандаджи2, которая могла бы дать стране 130 МВт в провода и километры орошенных почв под пашню. А тут еще в Евросоюз взялся разрабатывать антинигерские санкции. Эффект уж очень нравится спецпредставителю ЕС по региону Сахеля: "Санкции начинают давать эффект: не хватает лекарств, еды, электричество пропадает даже больше, чем раньше. Если мы хотим, чтобы хунта ослабла, мы должны продолжать санкционное давление".
Жажду наживы за политическими требованиями в Нигере видят почти все. Поддержать антифранцузский переворот в понедельник собрались 35 тысяч человек. А, согласно опросу по заказу Economist, действия путчистов одобрили почти 80% всех жителей страны, урановые и золотые богатства которой десятилетиями сквозь пальцы хозяев утекали в Европу: "Нигер никогда не кредитовал эти страны, но они должны ему сотни миллиардов долларов. Помощь, о которой твердит Франция, составила всего около 119 миллионов евро в 2022 году. Компания Orano оплатила лишь 5,5% добытого урана. А остальное – более десяти миллиардов долларов ежегодно – разграблялось. Кто кому помогает?"
Поменять соотношение этих процентов пытался еще первый президент независимого Нигера Амани Диори. И, конечно, закончил свержением. Что делать с нынешней нигерской властью, генералы ECOWAS будут решать на следующей неделе в Гане. И это, как выразился бывший командир силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис, добротный потенциал для полномасштабной африканской войны. Очередной.