И именно благодаря Мамедову страна увидела "17 мгновений весны" и "Ирония судьбы или С легким паром".
Энвера Мамедова называют "Мистером Икс советского телевидения", имея ввиду его феноменальную способность, оставаясь в тени, на протяжении десятков лет воплощать самые авангардные замыслы. Он не просто создал масштабную систему телевещания в самой большой стране мира, но и наполнил ее уникальными по замыслу и качеству программами.
– Телевидение он получил маленькое, черно-белое, одноканальное практически, а закончил работать на телевидении цветном, мощном, многоканальном телевидении, – перечисляет произошедшие на ТВ изменения Валентин Лазуткин.
Мамедов создал сетку вещания – систему, в которой родилась и программа "Время", и другие программы. Он знал процесс до самых мелочей, во все вникая лично.
– Энвер Назимович всегда приходил в режиссерскую аппаратную, где я сидел, группа сидела, режиссеры, которые выдавали эту программу. Садился рядом и говорил: вы не обращайте на меня внимания, я сижу здесь только для того, чтобы вы не волновались, – вспоминает главный редактор Главной редакции информации программы "Время" Григорий Шевелев.
Фронтовик, военный дипломат, переводчик в 1945 году был откомандирован в Нюрнберг с особой миссией – сопроводить на процесс фельдмаршала Фридриха Паулюса, а потом выступить на суде народов в качестве переводчика синхрониста с четырех языков. Он попал на кадры кинохроники.
– Я всем обязан армии, в том числе и знанию английского языка, – говорит Энвер Мамедов.
В 1960-е годы, придя на Иновещание, Мамедов вместо глушилок иностранных радиостанций придумал создавать развлекательное радио. Так в советском эфире появилась радиостанция "Маяк".
В 1970-м специальным постановлением ЦК Энвера Назимовича назначают первым заместителем председателя Гостелерадио. И он начинает менять телевидение, делая его изящным, легким, зрелищным.
Из его воли и творческой энергии рождаются целые жанры и программы – "Голубой огонек", "Кабачок 13 стульев", "Вокруг смеха", интеллектуальные хиты – "Очевидное невероятное", "Что? Где? Когда?", многочисленные трансляции концертов.
А еще он первым в мире придумал транслировать театральные спектакли.
– Он был у истоков всего лучшего, что было на телевидении в любом жанре, будь то какое-то новое прочтение или подача. Ко всему имел отношение этот замечательный много-много знающий человек, – добавляет еще один штрих к портрету Мамедова Евгений Широков.
– Во время показа материала он разговаривал по телефону с кем-то, смотрел краем глаза. Я сидел и расстраивался: он не видит ничего! Но когда материал заканчивался, он вдруг совершенно четко мне говорил, это место убрать, это двусмысленность, это поправить, – делится своим опытом работы с юбиляров Тихомиров.
В эпоху, когда радиорелейной связи еще не было и материал на студию "привозили", попросил спецкора Александра Галкина выйти с репортажем из Плесецка в день события.
– Я говорю, хорошо. А как я окажусь в Москве?
– У тебя будет самолет.
– Везут меня на аэродром, – вспоминает Галкин. – Огромный десантный самолет Ан-26, я один, экипажа, по-моему, человек пять.
Репортаж в тот день в эфир, конечно, пошел. А еще Мамедов любил перенимать все самое передовое. После годовой командировки диктора Анны Шатиловой в Японию попросил ее рассказать, как там устроен телепроцесс.
– Анна Николаевна, я вас прошу, письменно изложите буквально чуть ли не по минутам. Вы сейчас мне рассказали, а я хочу, чтобы письменно. Может быть, что-то из опыта работы японцев мы возьмем на наше телевидение, – рассказала о просьбе Мамедова Анна Шатилова.
Энвер Мамедов запустил на телевидении и производство отечественных сериалов. На ленты "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов" чиновники прислали целую папку цензурных замечаний. Мамедов пригласил режиссеров и поступил совсем уж по-рыцарски.
– Он спросил: вы хотите делать эти поправки? Мы сказали: нет. Он на наших глазах порвал их и выкинул. Картина принята, сказал он, – еще одну историю добавляет Валерий Усков.
И вот почти так же Мамедов спас для зрителей "17 мгновений весны" и "Иронию судьбы". Эльдар Рязанов принес к нему сценарий, от которого отказались в Госкино и отделе культуры ЦК. Он же запустил его в производство. А однажды в Москву с Мамедовым на встречу прилетела красавица Софи Лорен. Она очень хотели сняться в роли Анны Карениной.
– Я сказал, что мне русские женщины никогда не простят, если я возьму итальянскую женщину в качестве героини. Она это поняла, засмеялась, и мы расстались друзьями, – говорит Энвер Мамедов.
Патриарх отечественного телевидения сумел выстроить принципы и придумать каноны, по которым телевидение продолжает жить и сегодня. Оно может быть разным, считает Энвер Назимович. Но главное, чтобы оставалось интересным.