Чудесное спасение: 60 лет назад на Неве приводнился неисправный Ту-124


РИА Новости

21 августа 1963 года произошло авиапроисшествие, которое стали называть "чудом на Неве". Прошло 60 лет, но многие, кто о нем читал или помнит, до сих пор не могут без удивления и восхищения мастерством пилотов воспринимать те события.

Пассажирский самолет Ту-124 компании "Аэрофлот" летел из Таллина в Москву. Его командиром был Виктор Мостовой, вторым пилотом – ранее служивший в морской авиации Василий Чеченев. На его борту находились семь членов экипажа и 45 пассажиров. Десять лет назад стало известно, что в их числе был (на тот момент будущий) патриарх Алексий II.

После взлета оказалось, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении, но приземляться в Таллине было невозможно из-за тумана. Тогда лайнер направили в ленинградский аэропорт Пулково. Полет проходил с выпущенными шасси на высоте чуть более 4 тысяч метров и на скорости около 400 км/ч.

В момент, когда они достигли города, произошло еще несколько нештатных аварийных ситуаций, а когда лайнер оказался на высоте 500 м над центром Ленинграда, упало давление топлива в правом двигателе.

Командир корабля принял решение садиться с неработающими двигателями на Неву между мостами.

Мостовому и Чеченеву удалось произвести посадку самолета с выпущенными шасси и убранными закрылками на воду, при этом вертикальная скорость его снижения составляла около 20 метров в секунду.

Приводнившийся лайнер остановился всего в нескольких десятках метров от Финляндского железнодорожного моста и остался на плаву, напоминает ТАСС.

Практически сразу к нему подошел находившийся неподалеку буксир и оттянул Ту-124 к берегу. Эвакуация пассажиров и экипажа прошла успешно, никто не пострадал. Самолет находился на плаву около часа, а затем затонул.

Эти события стали основой для нескольких документальных фильмов.

Почти в эти же дни (15 августа) четыре года назад произошло авиачудо под подмосковным Жуковским. Тогда Airbus столкнулся со стаей чаек. Из-за этого у самолета отказали оба двигателя, один загорелся. Экипажу удалось посадить лайнер прямо на брюхо на расположенное рядом кукурузное поле и потом эвакуировать пассажиров.

Еще один случай чудесного приводнения, которое обошлось без жертв, произошел в 2009 году на Гудзоне. Тогда у пассажирского Airbus А320 также отказали оба двигателя, и экипаж принял решение сажать самолет на воду.