Тема:

Главные события 34 минуты назад

Как Япония становится крылом НАТО

"Пекин намерен противостоять попыткам Вашингтона создавать военные блоки в Азии и ожидает такой же позиции от других стран региона" – так китайское посольство в США отреагировало на результаты трехстороннего саммита американского, японского и южнокорейского лидеров. Под стать повестке переговоров – встреча прошла в особо охраняемой президентской резиденции Кэмп-Дэвид, где собственную забывчивость Байден в этот раз попытался списать на высшие силы.

По итогам консультаций стороны условились совместно вводить санкции против России, противодействовать киберугрозам КНДР, не реже раза в год контактировать на высшем уровне и проводить крупные армейские маневры. Иными словами, закрепили уже обозначенный курс на эскалацию напряженности, о чем ранее неоднократно предупреждал Владимир Путин. И в качестве очередного подтверждения Госдеп США накануне одобрил продажу Австралии 22 систем реактивного огня HIMARS на сумму почти миллиард долларов. Ну, а Япония застыла на пороге вмешательства в тайваньский вопрос.

Морская база Йокосука – ближайший к Токио военный объект, где размещены эсминцы так называемых сил самообороны Японии – с противоракетной системой Aegis. Именно эти корабли планируется оснастить американскими крылатыми ракетами Tomahawk с дальностью 1,6 тысячи километров, предназначенными для нанесения ударов по целям за пределами Японии. В Йокосуке таких кораблей – два. Один виден отсюда – он во втором ряду. Два других – в Майдзуру в Японском море. Еще четыре – на базе Сасэбо в префектуре Нагасаки.

Для закупки у американцев 400 таких ракет предусмотрена статья в пятилетнем плане военных расходов, утвержденном кабинетом Фумио Кисиды в рекордном для Японии военном бюджете на сумму 315 миллиардов долларов. К 2027 году траты на оборону будут доведены до натовского стандарта – 2% ВВП (с нынешнего 1%). Обо всем этом Кисида информировал Байдена на состоявшейся недавно встрече в Кэмп-Дэвиде (Мэриленд), где они вместе с президентом Южной Кореи договорились укреплять альянс для противостояния, как было сказано, угрозам безопасности, имея в виду не только Северную Корею.

"Прежде всего мы поднимаем наше трехстороннее оборонное сотрудничество в отношении Индо-Тихоокеанского региона, включая проведение ежегодных многоуровневых военных учений, на беспрецедентный уровень", – заявил Байден.

Только в этом году у Кисиды это уже второй визит в США, а еще были отдельные встречи с Байденом (в мае и июне) в рамках саммитов "семерки" в Хиросиме и НАТО в Вильнюсе, и везде речь шла о создании системы так называемого индо-тихоокеанского партнерства. Под этой формулировкой США подразумевают новую структуру, разумеется, с ними самими во главе, направленную против Китая. И Японии в ней, очевидно, отведена особенная роль.

За основу берут уже существующие оборонные форматы, такие как QUAD (США – Япония – Индия – Австралия) или AUKUS (США – Британия – Австралия). Некоторые называют это азиатским аналогом Североатлантического альянса. В этом году, кстати, Япония подтвердила, что готова стать первой страной в Азии, где НАТО откроет свое представительство.

В репортаже одного из главных японских телеканалов рассуждают о том, сколько времени займет переброска истребителей с базы на острове Окинава к оспариваемым Пекином островам Сэнкаку рядом с морской границей с Тайванем, если дойдет до вооруженного столкновения острова с Китаем. В случае военных действий этот гражданский аэродром на расположенном к востоку от Тайваня японском острове Мияко будет переоборудован в авиабазу. Все планы милитаризации Японии рассчитаны на 5-10 лет, и это касается не только закупки у США наступательных ракет.

"Премьер-министр Японии Кисида и президент США Байден, встретившись в Кэмп-Дэвиде 18 августа, договорились о совместной разработке нового типа ракет для перехвата гиперзвукового оружия, которое разрабатывают Китай, Россия и Северная Корея", – отмечает японская газета "Ёмиури".

В конце прошлого года правительство Кисиды добилось утверждения новой оборонной стратегии, которая была немыслима еще несколько лет назад. Речь идет о праве на превентивный удар по другому государству, хотя 9-я статья Конституции Японии сформулирована вполне четко: "Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Впрочем, японские власти никакого противоречия не видят. Они просто приняли документ о том, что "право на превентивны удар" соответствует Конституции.

Расположенный рядом с императорским дворцом синтоистский храм Ясукуни в странах, пострадавших от японской агрессии, называют символом милитаризма не просто потому, что в нем, как принято говорить, упокоены души воинов, погибших за императора, а потому, что их числе – военные преступники класса "А", повешенные по приговору Токийского трибунала.

Музей при Ясукуни, созданный вместе с храмом еще в XIX веке во славу японского оружия, после войны был закрыт, но в середине 80-х его восстановили на частные пожертвования. Экспозиция, посвященная героизации участия Японии во Второй мировой войне, – самая обширная. В зале – пилотируемые торпеды, сидящие в них бойцы-камикадзе направляли их на вражеские корабли. На стенах – тысячи черно-белых фотографий людей в военной форме, в дальнему углу, ничем не выделяясь, на вас смотрит генерал и экс-премьер Хидэки Тодзе, казненный за военные преступления. Кстати, нападение Японии на США 80 с лишним лет назад тоже можно вполне назвать "превентивным ударом". На истребителях Zero японские авианосные эскадрильи разгромили американский флот в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года.

15 августа 1945-го император Хирохито в радиообращении объявил о капитуляции, Япония вскоре была оккупирована американцами, и на тот момент цель Вашингтона состояла в том, чтобы эта страна больше никогда не могла представлять угрозу для США. Отсюда и 9-я статья с отказом от строительства Вооруженных сил. Но теперь у США в регионе другие цели, другие соперники и союзники.

В Ясукуни в годовщину капитуляции (в Японии это называют днем окончания войны) шумно и многолюдно. С милитаристскими знаменами расхаживают люди в форме японских солдат и ультраправых группировок. Остальные их охотно фигурируют. Человек в немецкой гимнастерке со свастикой раздает интервью и участливо интересуется, не из Германии ли мы, но поспешно уходит, узнав, что из России. Пожилой господин с крашеными волосами, которого со спины услужливо обдувают из мини-вентилятора (август в Японии удушливо жаркий), оказывается довольно видным представителем самой многочисленной в Японии ультраправой организации.

"Здесь – могила тех, кто выполнял долг перед страной. Поэтому я рад прийти сюда и поклониться им. К сожалению, вокруг этого столько шума. Мне как японцу жаль, что создана ситуация, когда депутаты парламента не могут спокойно сюда прийти", – сказал Кесукэ Оиси, представитель Всеяпонской конференции патриотических организаций.

Некоторые все-таки смогли. Паломничество в храм на этой неделе совершили несколько видных деятелей, включая действующего министра и главу совета правящей Либерально-демократической партии. Ее лидер премьер-министр Японии Фумио Кисида лично в Ясукуни прийти не решился, но от своего имени передал через представителя символический конверт с пожертвованиями.