Тема:

Ситуация на Украине 16 минут назад

Украина не справилась с независимостью

В первый раз Путин прибыл на Украину, еще будучи исполняющим обязанности президента России, то есть до своей инаугурации 18 апреля 2000 года. Посетил Киев и Севастополь. И уже тогда – принципиальная позиция: либо Россия и сама вступает в НАТО и все дружим, а если нет, то зачем расширение в нашу сторону? Не надо.

24 августа в календарях отмечен как День независимости Украины. В начале ХХ века на западных окраинах России под видом незалежной Украины появлялись какие-то государства-живопырки (на месяцы и даже недели), но так и не стали жизнеспособными. Реальную государственность Украина обрела с развалом СССР в 1991 году. До этого Украинскую Советскую Социалистическую Республику внутри СССР строила советская власть силами всего Союза. Причем Ленин включил в Украину ее восток, Сталин – запад, а Хрущев с юга "прилепил" к ней еще и Крым. Конструкция, надо сказать, вышла довольно искусственная, если не сказать противоестественная.

В 1991 году без какого-то опыта собственной государственности начался эксперимент по самостоятельности. Стартовые условия у Украины были лучше, чем у любой из 15 республик бывшего СССР. Пожалуй, даже лучше, чем даже у России. Да вот если просто загнуть пальцы. 1. Географическое положение с теплым климатом и лучшими в мире черноземами. 2. Мощное сельское хозяйство. 3. Развитая промышленность – от металлургии и химии до авто-, авиа- и ракетостроения. 4. Самая плотная транспортная сеть в Союзе – с железными и автодорогами – плюс гигантская трубопроводная система в Европу, да еще черноморские порты. 5. Мощная энергетика, включая 4 атомных станции и каскады ГЭС. Наконец, могучие Вооруженные силы с ядерным компонентом – три военных округа и три воздушные армии. Самолетов – более 1100. Танков – более 6000. Всего под 800 тысяч военнослужащих. Добавьте к этому солидную научную базу, крепкую систему образования и население крупной европейской страны – 52 миллиона человек! Немаловажный фактор – дружественное окружение со всех сторон, надежный рынок в России и СНГ. Свобода! Незалежность.

Все это в очень короткий исторический срок экспериментальное государство под названием Украина разбазарила. Сначала Киев искал себя в так называемой "многовекторности", желая прислониться к Западу, но в то же время и получать гигантскую финансовую поддержку из России. Потом и вовсе, утратив хоть какие-то остатки самостоятельности, скатился до антиРоссии – на полном иностранном содержании. Посмотрите на динамику.

Если в 1993 году госдолг, по данным Минфина Украины, был лишь 400 миллионов долларов, то в 1999-м – уже 15,5 миллиарда. 2018 год – 76, а в марте 2023-го – абсолютно неподъемные 120 миллиардов! Все – без учета поставленного оружия. При этом население Украины драматично сократилось с 50 миллионов, пожалуй, уже до 20. Хозяйство деградировало. Коррупция бушует. Режим выродился в нацистский. Народ ввергнут в войну.

Я был, наверное, первым российским журналистом, который отправился на Украину работать (на частный телеканал) в 2000 году. Это был еще период общего евроромантизма, когда мы верили, что Запад чистосердечно ждет нас. И вот что уже тогда меня в Киеве удивило: люди – и журналисты, и политики, и бизнесмены – искренне не понимали, зачем оно вообще – государство – и что с ним делать. Зачем такие государственные институты, как президент, парламент, суды и армия... Зачем пресса... Зачем даже флаг... Все это воспринималось как некая декорация, а реальные смыслы, они другие.

Украинские олигархи завели себе фракции, "нарезав" Верховную Раду, словно пиццу, а для драк друг с другом обзавелись своими газетами, сайтами и телеканалами. Рвали страну на куски. Общенациональные интересы сформулированы к тому времени так и не были. Первый президент Украины Леонид Кравчук парламент с презрением называл "торговый дом Верховная Рада". Это потому, что баулы с наличными деньгами депутатам заносили прямо туда.

Таким образом, Украина не справилась с независимостью. Не потянула. Задумайтесь, относительно мирно страна смогла просуществовать после провозглашения независимости лишь каких-то 13 лет. Всего-то. По историческим меркам миг. Первый госпереворот случился уже в конце правления Леонида Кучмы – второго президента Украины. Это была так называемая "оранжевая революция", когда под уличным давлением националистов и при поддержке Запада победу Януковича во втором туре президентских выборов судебно отменили и назначили неконституционный третий тур, где уже к рулю государства пришел откровенно прозападный Ющенко. Прекрасно помню этот националистический угар, оранжевые палатки на Майдане, где молодежи бесплатно раздавали бутерброды и презервативы, оранжевые шарфы, ленты и плакаты. И возгоняемую ненависть к России и ко всему русскому.

К концу 2013 года эти настроения в Киеве стали доминирующими, что и привело к уже к следующему кровавому госперевороту и гражданской войне, когда каратели пошли на русский Донбасс с танками и самолетами. Мы помним, чем это кончилось: котлами для ВСУ и Минскими соглашениями. Но теперь уже и знаем, что никто ни на Западе, ни в Киеве Минские соглашения и не думал исполнять. Они – лишь ширма для выигрыша времени в подготовке к большой войне против русских и России. Так и получилось. Теперь имеем что имеем.

США, Запад вероломно решили заграбастать еще и Украину в НАТО. Украина безвольно отдалась. Независимость оказалась не по силам. Хотя Путин, надо сказать, с самого начала своего президентства буквально нянчился с Украиной. Подумайте только, Путин до 2013 года включительно побывал с визитами на Украине аж 21 раз! Это почти по два раза в год. А еще приглашал украинских лидеров к нам и встречался с ними на многосторонних форматах. По экспертным оценкам, которые Путин и огласил, общая выгода для украинского бюджета от различной российской помощи с 199-го по 2013-й составила порядка 250 миллиардов долларов!

Морочить голову Киеву ЕС и НАТО начали уже в ранние годы незалежности. А Украина первой из постсоветских стран заключила с Североатлантическим блоком рамочное соглашение в рамках инициативы "Партнерство ради мира". Это февраль 1994-го. А уже в 1997-м – "Хартия об особом партнерстве НАТО и Украины". Еще через год президент Кучма подписывает "Программу сотрудничества Украины с НАТО до 2001 года". Украина поддерживает натовские бомбардировки Югославии и даже закрывает свое воздушное пространство для российских самолетов, что держали курс на Приштину. Это вообще как?!

В первый раз Путин прибыл на Украину, еще будучи исполняющим обязанности президента России, то есть до своей инаугурации 18 апреля 2000 года. Посетил Киев и Севастополь. И уже тогда – принципиальная позиция: либо Россия и сама вступает в НАТО и все дружим, а если нет, то зачем расширение в нашу сторону? Не надо.

"Россия не относилась к вступлению бывших союзных республик в НАТО плохо. Россия относилась и относится к этому вопросу, исходя из своих национальных интересов. Как вы знаете, в ответ на вопрос одного из ваших коллег, западных журналистов, я сказал: а почему бы и нет, отвечая на его вопрос о вступлении самой России в НАТО. И, как и следовало ожидать, через некоторое время поступил ответ: "Нет, Россию там не ждут". А если Россию там не ждут, то мы, естественно, будем внимательно наблюдать за тем, как происходит расширение НАТО на Восток. И если нам говорят "нет", то мы будем возражать против того, чтобы НАТО приблизилось к нашим границам. Это обоснованная позиция, имеющая свою внутреннюю логику. И эта позиция, еще раз повторяю, обоснована национальными интересами Российской Федерации", – заявил глава российского государства.

К Украине Путин искренне испытывал самые теплые чувства. Харьков, декабрь 2001 года. Предложение вступать в ВТО вместе. И вместе вливаться в международные интеграционные процессы. Тогда еще мы верили, что это, в принципе, возможно с Западом.

"Россия хочет видеть Украину богатой и процветающей. Не только потому, что мы по-доброму относимся к Украине как к по-настоящему братской стране, но и потому, что это выгодно России в силу высокого уровня кооперации. У нас с вами много общих задач. Одна из них – добиваться таких условий вхождения в ВТО, которые соответствовали бы национальным интересам и России, и Украины. Абсолютно уверен, что легче и продуктивнее будет готовить наши экономические системы к международным интеграционным процессам совместно. Выгоды будет больше", – подчеркнул Владимир Путин.

Киев тем временем все смотрел в европейский лес. В 2002 году в послании к Верховной Раде президент Кучма объявляет "европейский выбор" Украины. И практически одновременно принимает Стратегию по НАТО, предусматривающую вступление в блок. Путин издалека намекает, что Россия может построить "другие газопроводы"... Очевидно, в обход Украины, но Кучма обещает все и уговаривает не строить обходные трубы. Путин берет паузу и параллельно делает все, чтобы активизировать наши двусторонние экономические связи. 60% украинских предприятий работали тогда в кооперации с российскими. И это дало неслыханный результат. Январь 2004-го. Киев.

"Рост валового внутреннего продукта Украины составляет 8,5%, а промышленного производства – свыше 15%. Это очень хороший показатель. Уверен, что это связано в значительной степени и со стабильной ситуацией в российской экономике, с глубокой степенью кооперации и связями между двумя экономиками", – сказал Путин.

Но уже летом того же 2004 года Кучма подписывает указ о военной доктрине, предусматривающей вступление в НАТО. Как волка не корми... Далее – та самая "оранжевая революция", псевдоотравленный Ющенко, спад, кризис. Но и здесь Путин все еще пытается склеить то, что уже треснуло. Декабрь 2006-го. Киев. "Россию и Украину объединяет общая цель – строительство единой Европы без разделительных линий. Такой Европы, где народам наших стран были бы созданы достойные условиях жизни, право на общение и свободу передвижения без каких-либо запретительных мер", – отметил российский президент.

Цели все же оказались не общими. США и Запад тупо прибирали Украину к рукам. Та и велась. Хотя... Членство в ЕС – "когда-нибудь потом", а членство в НАТО – после военной победы над Россией. Озабоченности по нашей безопасности – безопасности России – игнорировались. Это как если бы Москва прибирала к рукам Мексику, делая из нее антиАмерику. Разогревая и спонсируя национализм, устраивая там госперевороты, пестуя и вооружая нацистский режим. США, что, стали бы чего-то ждать? Вряд ли. А с Украиной, значит, им можно. Украина незалежность не потянула. И уже не потянет. Эксперимент окончен. Это государство на наших границах злокачественно. Надо брать и лечить. Собственно, это и происходит.

А как же 24 августа, День незалежности? Украина подошла к своей 32-й годовщине независимости в унынии. Зеленский, сменивший потную футболку на шелковый гибрид вышиванки и гимнастерки, одиноко стоял посреди улицы и поздравлял украинцев с тем, чего уже давно нет. Страна давно под внешним управлением, и этого уже не скрыть. Высокопоставленные союзники на праздник не приехали. Почему-то президент Португалии, литовец и варяжский гость премьер Норвегии. Остальные выглядеть смешными не захотели. А смысл ехать? Украины в ее нынешнем виде уже скоро может и не стать. Зачем заморачиваться?

Дистанционно поздравить решила президент Молдавии Майя Санду. Планировался трогательный видеоролик с детишками и флагами Украины и Евросоюза, но вышел конфуз. В руках у грустных деток оказались украинские флажки, перевернутые вверх ногами. Как-то даже неряшливо. Впрочем, и заслуженно. Ведь как можно уважать того, кто не уважает и себя? А незалежность на поверку оказалась дутой. Так и не взлетела.