Москва с режиссером Глебом Панфиловым прощается сердцем. В самом центре, в крошечной церкви Новодевичьего монастыря проходит панихида с тем, кто ушел вслед за Инной Чуриковой – своей единственной любовью и судьбой.
– Таких историй мало вообще, – отмечает актриса Мария Миронова. – Историй такой фантастической любви. Он пережил ее всего на семь месяцев и ушел, в общем-то, за ней.
– Этот взгляд Инны Михайловны, это он так ее видел, это он с самой первой картины и до последней картины "Иван Денисович", с которой они ушли, этот свет глаз Инны Михайловны нам передавал, – добавляет Дарья Златопольская.
Он искал не актрису, а чистую душу для дебютного фильма в "Огне брода нет". Инна Чурикова сыграла почти все главные роли в его фильмах и спектаклях. "Начало" – история их знакомства глазами провинциальной дебютантки, характером не уступающей великой Жанне Д'Арк.
– Выдающийся был мастер, прекрасные картины снимал. Я очень люблю фильм "Начало" Их пара, Панфилов и Чурикова, многие годы была такой как бы принципиальной творческой силой советского, российского кино, – считает кинорежиссер Карен Шахназаров.
Со зрителями Глеб Панфилов говорил на одном языке, он помог сохранить себя в сложное, переменчивое время 1990-х. Благодаря Панфилову в мировую киноисторию вошли Горький и Вампилов. И в этих других мирах и эпохах – безупречное и яркое соло Инны Чуриковой: "Валентина", "Мать", "Васса".
Фильм "Романовы. Венценосная семья" – тоже на сломе веков. Отечественный прокат рвали зарубежные боевики, а Панфилов снимает покаяние, расстрел царской семьи.
Так историю до него не показывал никто.
– Это огромная потеря не только для его друзей, не только для тех, кто с ним работал, для России, которая, может быть, даже не очень еще понимает, что она потеряла одного из главных своих выразителей, и людей, которые были по-настоящему не просто талантливыми, но выразителями духа, не только народа, но и культуры, – отмечает советский киновед Наум Клейман.
Работа и дружба с Александром Солженицыным для Панфилова – особый этап. Фильм "В круге первом".
Корзина белых роз – Наталия Дмитриевна Солженицына с сыном прощаются с другом и человеком огромной творческой честности, большой душевной красоты.
– Провожаем талантливейшего, светлого человека, честного художника, который прожил счастливую жизнь, трудную, но счастливую. И ему, царствие небесное, вечная память. Все бедствия, которые были, – война, ГУЛАГ – всему этому он был свидетель. И сколько мог, честно все это отображал, – добавляет вдова писателя Солженицына.
На съемках фильма "Один день Ивана Денисовича" Панфилов просил не играть – даже через невыносимое страдание жить и благодарить.
Актер Филипп Янковский провожает учителя.
– Мне посчастливилось работать с ним в его последней картине. Для меня это большая утрата. Они оба, я их не разделяю, останутся в моей памяти светлыми и добрыми людьми, – вспоминает Инну Чурикову и ее супруга Глеба Памфилова Филипп Янковский.
Новодевичье кладбище в цветах. В листьях старых лип – солнце. Панфилов любил снимать такое солнце. Он открыл в нас, как открывал в героях своих фильмов, людей, живущих без страха быть некрасивыми или даже нелепыми, людей с глубокой искренностью, внутренним светом и богатством души. И это бесценно.