Тема:

Главные события 3 минуты назад

Как переворот в Габоне скажется на Франции

В неудобном геополитическом турне сейчас не только глава британского МИД – его украинский коллега Кулеба как раз просит продолжения военной поддержки в Париже, но во время совместной с Катрин Колонна пресс-конференции журналисты начали спрашивать не про Украину, а про уже второй за лето мятеж в Африке. На этот раз в Габоне, где у Франции 400 военных инструкторов и давние интересы в горной промышленности.

Границы закрыты на сутки, в стране введен комендантский час, доступ в интернет заблокирован и остановлено вещание французских телеканалов. По словам мятежников, сделано это, чтобы не допустить насилия и распространения ложной информации.

Только что избранного на третий срок президента свергли сразу после объявления результатов голосования. В рядах путчистов – офицеры службы безопасности, армии, полиции, президентской и республиканской гвардии. Ее командующий Брис Олиги Нгема – потомственный военный: учился в Марокко и Сенегале, возглавлял военную разведку страны. О причинах переворота и о своих планах он рассказал французской газете Le Mond.

Избранный на третий срок президент Али Бонго военными отправлен на пенсию, в том числе, как они говорят, и по состоянию здоровья – в 2018 году у него случился инсульт. Названный при рождении Алан-Бернар он поменял имя на Али после того, как его отец, правивший Габоном на протяжении 42 лет, принял ислам. Сын ходил в школу во Франции, закончил университет Сорбонны, пытался музицировать, но быстро был введен отцом в политику и вскоре стал министром обороны страны.

После смерти отца в 2009 году, несмотря на протесты, был избран новым главой государства. Во внешней политике ориентировался на Париж, на выборах 2016 года победил с отрывом всего в пять с половиной тысяч голосов. Следом были массовые протесты и первая попытка переворота.

"Конец многолетней монархии" – так новость о удачном мятеже восприняли жители Габона, 30% которых так и живут за чертой бедности, несмотря на обещания и реформы. При том, что страна богата природными ресурсами, доходы от продажи нефти покрывают почти 40% ВВП и составляют около 70% экспорта.

Цены на "черное золото" уже подскочили. В то время, как акции французских компаний упали. Французская горнодобывающая компания Eramet останавливает добычу марганца и откладывает железнодорожные перевозки, работа главного порта столицы остановлена. Избранный глава государства просит ему помочь.

"Я обращаюсь ко всем нашим друзьям по всему миру с просьбой активно отреагировать на происходящее", – заявил Ондимба.

Париж слышит и видит возможную потерю очередной африканской страны в зоне своего исторического влияния, даже при том, что в стране есть его военная база. Но в Елисейском заняты – Макрон сегодня общается с оппозицией при закрытых дверях, в МИД лишь посоветовали гражданам быть осторожнее, премьер-министр упомянула про Габон через запятую в череде международных проблем, высказался лишь пресс-секретарь правительства Оливье Веран.

"Франция осуждает военный переворот, который происходит в Габоне. Франция внимательно следит за развитием ситуации и подтверждает свою позицию о необходимости признания результатов выборов", – заявил Веран.

Французская пресса старается не паниковать и не делает переворот в Габоне главной темой, иностранная пресса откровенно смеется над Макроном, французские аналитики стараются сохранять оптимизм.

"Францию вытесняют из Центральноафриканской Республики, Нигера, Мали, Буркина-Фасо. Возникает соблазн увидеть в этом конец "франко-африки". Но, с нашей точки зрения, она еще существует. С французскими военными базами и с подавляющей французской культурой", – говорит аналитик Томас Боррель.

Но в том же Нигере дела обстоят совсем плохо: французский посол, которому предписали покинуть страну, делать это отказался, тогда мятежники отключили свет и воду в посольстве. Попытку установить себе электрогенератор пресекла полиция. Французская оппозиция фиксирует очевидный провал Парижа в Африке.

"Никто не поднял тревогу. До сих пор Габон не мог избавиться от президентской марионетки, кроме как через военный переворот. Макрон в очередной раз может скомпрометировать Францию, пообещав поддерживать до самого конца неподдерживаемое. Африканцы перелистывают страницу", – считает оппозиционный политик Жан-Люк Меланшон.

Провал не только Африки, но и ЕС. Традиционно медленно раскачивалась внешнеполитическая служба Евросоюза, чтобы выдать свой пространный официальный комментарий.

"Я получил новости только ранним утром, они пока слишком путанные. Если информация подтвердится, я вынесу ее на обсуждение. У меня нет никакой дополнительной информации", – заявил глава евродипломатии Боррель.

Не готова к такому повороту в Габоне, судя по сигналам, которые идут из Парижа, оказалась и французская разведка. Впрочем, переворот вовсе не означает резкую смену курса страны. По некоторым данным, лидер габонских мятежников имеет серьезную поддержку США, так что у Парижа может просто не хватить ни сил, ни духа вступать в открытую конфронтацию с Вашингтоном, даже если это чревато потерей очередной бывшей колонии на территории Африки.