В Париже запретили прокат электросамокатов


AP

Последний день электросамокатов в Париже – не значит последний день микромобильности во Франции. Мэрия столицы, первой в Европе на законодательном уровне отказавшейся от кикшеринга, хочет заменить опасный двухколесный транспорт на безопасный – электровелосипеды. Но проблему, из-за которой электросамокаты выгнали из Парижа, это не решает: больше тысячи человек все равно останутся без работы, стихийные парковки продолжат мешать пешеходам, а велолихачи – автомобилистам.

Париж во всем стремится быть первым: первый по количеству пробок, первый, кто пять лет назад разрешил электросамокаты в аренду, и первый, кто теперь все это запретил. За день до того, как запрет вступит в силу, самокаты уже сложно найти. Многие жители даже не в курсе, что уже завтра они будут под запретом.

"Есть люди, кто ездит опасно, на красный свет. Но если посмотреть разумно, то это очень практичный вид передвижения по столице", – говорят парижане.

Решение принято народным голосованием, которое многие назвали спорным. Из миллиона трехсот тысяч жителей французской столицы на референдуме высказались чуть больше 90 тысяч, то есть меньше 8% людей. И среди них большинство оказалось против самокатов.

"Кто голосование устраивает в 11 часов в воскресенье, когда по телевизору футбол", – возмущаются горожане.

Те, кто против, чаще всего переживали за безопасность движения. Стандартная ситуация, когда на самокате двое, без касок, лавируют между машинами – головная боль не только для автомобилистов, но часто и для пешеходов. Два года назад две женщины на самокате сбили насмерть 31-летнюю итальянку на набережной Сены. За прошлый год пострадали 456 человек, трое погибли.

"Сегодня очень сложно выписать штраф на самокат: у него нет номера, у полиции в целом нет ни специальной подготовки, ни времени заниматься этой проблемой. Реальность такова, что те, кто ездят по тротуарам, почти не имеют шанса получить штраф. Происходит много аварий, это создает неуверенность, беспокойство пешеходам – никогда не знаешь, в какой момент тебя снесет самокат", – считает Арно Киалбаза.

Арно работает в ассоциации, которая собирала жалобы парижан – тех, кого сбили на тротуаре, кого обокрали на самокате. Он советует людям идти судиться с компаниями-владельцами, но те часто настолько защищены юридически, что получить компенсацию невозможно. Претензий к самокатам было много.

Через год после появления первых самокатов мэрии пришлось на это реагировать: правила изменили, количество компаний, у которых была лицензия, сократили до трех, ограничили скорость до 20 или 10 километров в час в зависимости от района – раньше они могли развивать скорость до 50. Ввели специальные зоны парковки, обязали надевать светоотражающие жилеты, ввели минимальный возраст, 12 лет, и штраф за езду по "встречке" – 135 евро.

"Я за то, чтобы менять правила, чтобы безопасность была на уровне, чтобы ужесточить нормы безопасности для тех, кто использует самокаты. Мне кажется, это лучшее решение – ввести штрафы, например. Таким образом их бы не запретили для всех", – говорят парижане, которые пользуются самокатами.

В итоге тем, кому удобно, впору приобретать собственные самокаты. 15 тысяч тех, что были в свободном доступе, к 1 сентября с парижских улиц уже убрали. В правительстве с решением мэра не согласились.

Компании намерены перевести их в другие, более лояльные к такому виду транспорта европейские столицы, и ищут работу для своего персонала. Для этого обещают увеличить парк электровелосипедов.

Запрет окончательный и пересмотру не подлежит. Самокатов больше не будет. Впрочем, Париж не намерен отказываться от зеленой повестки и сокращения машин. Альтернатива для передвижения: метро, автобус или вот такие велосипеды, которые можно оставлять лишь в строго отведенных для этого местах.