В фойе сельского Дома культуры такого ажиотажа не видели давно. Утром во вторник здание заполнено людьми, которые вовсе не планировали тут оказаться. Коридоры заставлены чемоданами. Кто-то устроился на свободном ряду кресел и дремлет, другие пытаются успокоиться. Эти люди только что испытали шок на борту Airbus.
Первые минуты после посадки самолета "Уральских авиалиний". Он вылетел ночью из Сочи в Омск. В штатном режиме дошел до пункта назначения, и тут проявились технические проблемы. Лайнер начал уходить в сторону Новосибирска. Там, в аэропорту, полоса значительно длиннее – с отказавшим оборудованием шансов на мягкую посадку больше.
К моменту, когда появились первые сообщения о том, что самолет подал сигнал тревоги, борт уже улетел почти на 400 километров от Омска и даже вышел на предпосадочную прямую новосибирского аэропорта Толмачево. Но не дотянул. Начал резко снижаться. Маршрут лайнера, согласно траектории полета на сервисе Flight Radar, обрывается в Убинском районе Новосибирской области. До воздушной гавани остается примерно 180 километров.
От пассажиров родственникам приходят прощальные сообщения. А на борту тем временем проводники готовят пассажиров к жесткой посадке. Мгновения – и чудом самолет садится на пшеничное поле.
Благодаря слаженным действиям пилотов удается избежать видимых повреждений. На этих кадрах видно, как фюзеляж и двигатели осматривает экипаж. Стойки шасси были выпущены. В процессе торможения они ушли на глубину примерно в полметра, однако не подломились.
Пилотировали самолет 56-летний Эдуард Семенов (он окончил Минское авиационное училище гражданской авиации, а затем и высшее летное, в авиакомпании – 10 лет) и командир экипажа 33-летний Сергей Белов, потомственный летчик. Пошел по стопам отца, который, кстати, в 1989-м смог справиться со сложнейшим аварийным взлетом Ту-154 из аэропорта тогда еще советской Одессы. Тоже спас экипаж и пассажиров. Сергей продолжил династию – в "Уральских авиалиниях". Утром во вторник супруга увидела его в новостях.
Помощь медиков понадобилась только двоим пассажирам, у которых диагностировали подозрение на ушибы.
"Все пассажиры и члены экипажа благополучно эвакуировались. Среди них пострадавших нет. На месте работают оперативные органы для выяснения всех причин данного происшествия", – заявил Павел Винаков – руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Новосибирской области.
В пункты временного размещения выехал заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка, он лично помогал обеспечить пассажиров питанием и водой. Экстренные службы продолжают работу на месте. Уголовное дело возбуждено.
И еще немного информации о самолете, который сейчас стоит в поле под Новосибирском. Это Airbus А320, произведенный во французской Тулузе в 2004 году. Первое время этот борт летал в авиакомпании Air Arabia, зарегистрированной в ОАЭ. Он регулярно попадал в объективы фотокамер. Затем – в марокканском филиале этого же перевозчика. С 2013 года – в "Уральских авиалиниях". До сей поры эксплуатировался без происшествий. Глава авиакомпании Сергей Скуратов уже прокомментировал действия пилотов. Он отметил: без рабочей "гидравлики" можно было и вовсе не приземлиться.
"При отказе зеленой гидросистемы наблюдаются серьезные отклонения в работе спойлеров – это тормозные щитки на самолете – и закрылков. Поэтому посадочная дистанция может увеличиваться. Поэтому для большей надежности командир принял обоснованное решение уйти на запасной аэродром в Новосибирск", – сказал Скуратов.
Нынешняя ситуация практически повторяет картинку четырехлетней давности, когда пилоты этой же авиакомпании удачно посадили лайнер в кукурузном поле. Конечно, повторение такого сценария явно станет поводом для тщательного расследования и аудита перевозчика, но уже сейчас можно сказать, что аналогичных историй в мировой практике нет.
Предварительно известно, что самолет планируют восстановить, а не распиливать, как в 2019-м. Но прежде чем лайнер начнут транспортировать на рембазу, следователям предстоит завершить работу на месте посадки. А пассажиров уже отправили на поездах в направлениях Омска и Новосибирска.