Математика, физика и гармония в музыке тесно связаны. Ведущий Александр Пушной объясняет это на простом примере. Все мы знаем, что существует семь нот. Это с точки зрения лирика. А с точки зрения физика – их больше. Все же помнят, как выглядит клавиатура рояля?
"Но есть интересная закономерность, мы знаем, что нота "до" этой октавы и нота "до" этой октавы – это одинаковые ноты, их назвали "до". А между ними есть вот эти 12 полутонов", – отметил спикер.
Оказывается, это можно объяснить через цифры, формулы и частоты. Все подробности – в новом выпуске видеоподкаста "Сила звука".
Парадокс в том, что эти значения (12 полутонов) работают для европейской музыки. Но ведь есть и другие страны, и континенты. Но далеко уходить не будем. Просто представим, что в основе всей музыки, которую мы слушаем и исполняем, лежит какая-то определенная кривая с распределением частот.
"Все, что мы слышим, мы поем, вот по этим частотам, у которых есть определенный график зависимости от первой ноты "до" до второй ноты "до", а дальше мы это все дублируем", – сказал Пушной.
Возникает закономерный вопрос, а можно ли создать собственный строй и положить в основу музыки какую-то другую линию? Именно над этим задумался Пушной и попробовал это осуществить. Однако эксперимент провалился.
"И это была самая жесткая фрустрация в моей жизни, в целом. Потому что я просто нажал на очень расстроенное пианино <…> То есть я понял просто, что это абсолютная дисгармония вообще", – поделился он с Севумяном.
Разумеется, неудачный опыт приводит к поиску ответы на вопросы. Что такое пифагорейский строй? Как он связан с равномерно темперированным строем? Как музыку перевести в цифры? Ответ на эти и другие вопросы можно узнать из нового эпизода видеоподкаста "Сила звука".
Все выпуски программы можно посмотреть и послушать на медиаплатформе "Смотрим", где ведущие радиостанции "Маяк" Александр Пушной и Ваге Севумян исследуют физические и лирические стороны силы звука. Ранее они обсудили, почему у каждой эпохи свои музыкальные герои.