И получилось просто потрясающе! Настоящий символ 1960-х, олицетворение нового советского стиля – РАФ-977. Мне лично кажется, что выглядел он куда круче заграничных аналогов.
И не только я так думаю: в 1960 году микроавтобус получил премию на автомобильной выставке в Лондоне, в 1961-м — на автосалоне в Брюсселе, а в 1962-м — в Париже.
Массовое производство наладили в 1959 году. В Латвии изготавливали кузов, а практически все остальное приходило с Горьковского автомобильного завода, от 21-й "Волги".
Кузов несущий, собирается он из штампованных элементов, которые навариваются на каркас. Так легко превратить пассажирский транспорт в полу-пассажирский или грузовик.
Рама по сути тоже есть, но она неотделима от вагона. Открываем кормовую дверь – тут багажник, в котором живет запаска. В салоне светло, просторно и очень уютно. В зависимости от комплектации внутри могли разместиться до 11 пассажиров. Окна сдвижные, так что ехали они с ветерком.
Теперь буду протискиваться на место водителя – так как руль тут от "Волги", делать это не очень удобно. И будем открывать капот, который гордо возвышается посередине салона.
Тут бензиновый карбюраторный мотор ЗМЗ-21 объемом 2,5 литра, мощностью 75 лошадок. Отдельная гордость данного РАФика – приборы. Не от "Москвича", как на последующих модификациях, а свои оригинальные. На ходу сразу понимаешь дух той эпохи, когда все передвигались степенно и цель была – просто доехать, а не сделать это как можно быстрее.
Но, увы, микроавтобус, построенный на базе легкового автомобиля, имел все вытекающие отсюда "болезни". Потому что вес пустого РАФика был, как если бы Волгу уже загрузили, так что тормоза и подвеска страдали в первую очередь.
Модель пробыла на конвейере до 1976 года. Ее постоянно дорабатывали и модернизировали, красили в жизнерадостные цвета и выпускали модификации для скорой помощи, милиции и даже пожарной службы.
Мне кажется, 977-й заслужил почетное место в истории советского автопрома. Умели же делать красиво!