Увидев журналистов в коридоре Тушинского районного суда Москвы, риелтор со стажем Надежда Еременко поспешила скрыться. Практически час вместе с коллегой Натальей Котовой они прятались от репортеров за деревом. Затем все-таки вернулись в здание суда. Уже в компании адвокатов.
Риелторы проследовали в зал заседаний и заняли свои места… на скамье подсудимых. Одна из их защитниц не смогла удержаться от колкой шутки.
"Звезды", по версии следствия, с 2017-го года продавали чужие квартиры по подложным документам. И устраивали для этого спектакли с переодеванием. Чтобы походить на реальных владелиц недвижимости, они тщательно копировали их образы. То и дело меняли парики.
Попались, когда попытались продать квартиру миллионерши Светланы Халяповой. Она пропала при загадочных обстоятельствах еще шесть лет назад! Нотариус заподозрил сообщниц в обмане, отказался заверять сделку и обратился в полицию.
Сама Надежда Еременко даже в статусе обвиняемой, похоже, так и не вышла из образа.
— Я не была у нотариуса, посмотрите на мой возраст!
– Почему вы прячетесь за очками, маской, если не причастны?
— Потому что.
А вот Наталья Котова оказалась разговорчивее.
— Отношения к пропавшей Халяповой не имею вообще, — уверяет она. — Другие люди этим занимались.
— Есть доказательства вашей непричастности?
— Противоречивые.
Наверняка дамам пришлось отвечать и на вопросы об исчезновении Светланы Халяповой. Об этой эффектной блондинке известно немного. В столицу она переехала в 90-х. Из Уфы.
Сначала работала официанткой в одном из популярных ресторанов восточной кухни. А через несколько лет запустила сразу два крупных бизнес-проекта. Покупала и перепродавала недвижимость. А еще устраивала праздники для богатых людей. Клиентами ее фирмы были известные политики и звезды шоу-бизнеса.
В 2016 году успешная бизнес-вумен неожиданно решила переехать в Италию. Друзьям сообщила о том, что выходит замуж. А после отъезда перестала выходить на связь.
"С 16-го года — все. Ну, думаю, может, такой муж крутой, не разрешает", — говорит Ольга Панченко, близкая подруга Светланы Халяповой.
Когда близким миллионерши стали поступать односложные сообщения на ломаном русском, а долг за квартиру превысил 100 тысяч рублей, стало ясно — переписку от имени Светланы ведет кто-то другой. Ольга Панченко испугалась за подругу и обратилась в полицию.
Тогда и выяснилось, что недвижимость Халяповой оказалась в чужих руках. А ее самой, возможно, нет в живых.
Помимо квартиры в этом доме на Стройковской, Светлана владела еще двумя — на юго-западе столицы и, по некоторым данным, в Троицке. После исчезновения женщины квартиры были проданы. А в однокомнатную за этой коричневой дверью даже приходили с обыском силовики. Как видим, чтобы огородить себя от излишнего внимания журналистов, соседи Халяповой демонтировали здесь дверную ручку.
Новые владельцы квадратных метров — родственники разнорабочего Владислава Соколова. С Халяповой были знакомы лишь косвенно. Приезжий из Узбекистана изредка помогал женщине с ремонтом. Но стал уверять близких Светланы в том, что она сама отдала ему ключи от квартиры. Даже его коллеги по цеху не верят в такое везение.
"Мы его Сокол звали. Вот так он всегда – пальцы веером. В зоне побывал. Не верится мне, чтобы Света ему доверяла", — вспоминает Рашит Галяутдинов, прораб Светланы Халяповой.
Еще до того, как историей заинтересовались сотрудники Следственного комитета, "Сокол" упорхнул из Москвы. А его жена Мария призналась в том, что он расправился с состоятельной москвичкой.
Владислав Соколов якобы долгое время прятал тело женщины в диване, а затем вынес из квартиры в спортивной сумке.
Теперь он — главный подозреваемый в деле об убийстве, и находится в федеральном розыске. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял эту резонансную историю под личный контроль. Установлено, что Халяпова за все эти годы не пересекала границ России. Поэтому следователи сейчас отрабатывают несколько версий ее исчезновения. Не утихают обсуждения и в бизнес-сообществе.
Предприниматель Андрей Ковалев пережил восемь попыток рейдерского захвата бизнеса и десятки покушений. Но уверен в том, что именно одинокие состоятельные женщины больше всех подвержены нападениям. По его мнению, преступную схему мог придумать тот самый никому неизвестный супруг Светланы Халяповой. Если он, конечно, был.
"Можно стать жертвой, откровенно, преступника. Познакомился с женщиной, она живет в приюте для бомжей. У нее было две шикарные квартиры на Ленинском проспекте. Уголовных дел нет, никого не посадили", — говорит предприниматель Андрей Ковалев.
С каждым годом подобных группировок становится все больше. По словам экспертов, и разнорабочий, и риелторы могут быть пешками в умелых руках последователей так называемой банды хамелеонов. Мошенники перепродавали недвижимость умерших и пропавших без вести москвичей, подделывали документы и гримировались под хозяев.
"Жертва отслеживается либо вывозится куда-то, либо совершается убийство, тело прячется. Дальше иные лица уже совершают действия, связанные с распоряжением имущества", — объясняет Андрей Гривцов, бывший следователь по особо важным делам главного Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Риелторы Надежда Еременко и Наталья Котова, которых судят за мошенничество с квартирой Светланы Халяповой, до конца октября пробудут под домашним арестом.
— Я сумок никаких не выносила.
— Вы переодевались, якобы…
— Да!
"Надо просто пойти в МФЦ и поставить обременение на то, чтобы мошенники не смогли совершить сделку по поддельным документам по имуществу, — говорит Никита Габов, советник председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. — Надо поменять законодательство. Чтобы у нас в принципе нельзя было совершать сделки с имуществом без личного присутствия человека".
Личность в таком случае нужно будет подтвердить, например, с помощью отпечатка пальца. Судьба же миллионерши Светланы Халяповой пока неизвестна. Ее тело так и не найдено. А недвижимость, судя по всему, до сих пор занята чужаками.