Звук медиа приводит примеры, которые наглядно демонстрируют важность этого физического явления для истории развития человечества.
Лечение
Например, современную медицину невозможно представить без ультразвукового исследования (УЗИ). В любой непонятной ситуации нас часто отправляют на эту процедуру. Трудно представить, что совсем недавно о проникающей способности ультразвука почти люди ничего не знали.
Первыми об этом догадались немцы, потопив во время Первой мировой войны трансатлантический лайнер ультразвуковой торпедой. Потом советский физик Сергей Соколов смог предложить методы, преобразующие звуковые изображения в видимые глазом и изобрел прибор, способный это делать – ультразвуковой микроскоп.
Первым использовать результаты этих исследований в медицине предложил австрийский психиатр Карл Дуссик. Ему даже удалось "просветить" пациентов, но процедура была сложной. Значительно облегчил все тот же Соколов, создав всем известный УЗИ датчик-трансдьюсер и ультразвуковой небулайзер.
Разрушение
Однако в истории есть немало примеров, когда звук выполнял не созидательную, а разрушительную функцию. Например, есть библейский рассказ о взятии Иерихона еврейским войском. Этот город был окружен неприступными стенами, которые пали в результате звука труб. Отсюда кстати и фразеологизм "труба иерихонская". Так иногда говорят об очень громком голосе.
Так ли оно было на самом деле никто не знает. Но военные США точно взяли это на заметку и в 1989 году использовали метод звукового воздействия в Панаме. Они выманивали лидера страны Мануэля Норьегу из здания посольства Ватикана, где тот укрылся. Американцы установили по всему периметру динамики, через которые круглые сутки проигрывали рок-музыку на оглушительной громкости. Норьега напора не выдержал и через некоторое время сдался.
Иллюзия
Это далеко не единственный пример, когда звук применяли для достижения целей в военных кампаниях. Во время второй мировой войны американцы создали "Призрачную армию", миссия которой заключалась в том, чтобы обмануть противника и создать иллюзию существования большой армии, используя при этом различные звуковые эффекты.
Силу звука разгадали и в сфере рекламы. Оказывается, если включить две одинаковые по качеству записи, но одну сделать чуть громче, то слушатель сделает выбор в пользу громкой. Правда, федеральным законом "О рекламе" этот вопрос уже уладили.
Что касается качества записи, то над ней не один год работали ученые. Отличный пример – появление во второй половине XX века HiFi-качества. О силе звука можно говорить бесконечно. И возможно нам известно о его скрытых способностях еще не все.