Премьера на телеканале "Россия". Сегодня в 22:00 – новый фильм Наили Аскер-заде "1993 год. Перелом". В документальной ленте – участники трагических событий в молодой России.
Сейчас – лишь небольшой, но яркий фрагмент.
– Сколько дней вы провели в Белом доме в итоге?
– С 20 августа по 4 октября, – рассказал автору фильма Наиле Аскер-заде Герой Советского Союза, единственный в истории России вице-президент Александр Руцкой.
"Мы провели там 16 дней. Да, тяжелейших, конечно", – вспоминает председатель Верховного Совета РФ (1993 год) Руслан Хасбулатов.
К вооруженному столкновению (хотя, в тот момент об этом никто даже не думал) стороны шли почти полтора года. Гиперинфляция, денежная реформа, непонятные махинации с ваучерами, закрытие ряда предприятий, задержка зарплат – все это, безусловно, раскачивало ситуацию. Но главное – неуступчивость и самоуверенность Бориса Ельцина с одной стороны, а с другой – непомерные амбиции Хасбулатова и завышенная оценка уровня своей поддержки.
"В конце августа Хасбулатов – он же готовил себя в лидеры, может быть, не первым лицом, конечно, но и не последним, – выступая перед общественностью, сказал: "Ну, сколько мы можем терпеть вот это вот?" – вспоминает первый заместитель министра безопасности РФ (1993 год) Сергей Степашин.
"Президент если что-то сказал неудачное, может быть, под чем-то очередным… Но что поделать, приходится мириться. Здесь, дескать, ничего такого нет – наш мужик. Ну так если наш мужик, так пусть мужиком и остается", – говорил тогда Хасбулатов с трибуны, жестом намекая на пристрастие Ельцина к алкоголю.
Как отметил Степашин, конечно, Ельцину все это показали – "подзавело человека по-настоящему". Поэтому, признался Степашин, для него не было неожиданностью принятие указа о конституционной реформе.
После опубликования указа номер 1400 события развиваются стремительно. Возле Дома Советов идет строительство баррикад, к утру на защиту Белого дома уже соберется полторы тысячи человек, а внутри – экстренное заседание Верховного совета. В 00:17 депутаты постановили: Ельцина от власти отстранить, исполняющим обязанности назначить Руцкого.
– Но потом вы себя объявили президентом.
– Я себя не объявлял. Это решение съезда, – уточнил Руцкой.
Первая кровь пролилась уже 23 сентября. Группа Терехова нападает на штаб-квартиру СНГ. Двое погибших. 2 октября – уже масштабные столкновения с милицией на Смоленской площади. Сторонники Белого дома перекрывают движение по Садовому кольцу, возводят баррикады и жгут покрышки. 29 человек ранены. В основном это сотрудники милиции.
"Боеспособные мужчины, предлагаю формировать отряды, и надо сегодня штурмом взять мэрию и "Останкино", – объявил тогда Руцкой.
Когда возле "Останкино" начался бой, Ельцин срочно вернулся в Кремль из подмосковной Барвихи, где он в кругу семьи проводил выходные. Полетел вертолетом – ситуация менялась стремительно, была вероятность, что вооруженные сторонники и Хасбулатова и Руцкого заблокируют центр. В целях безопасности вертолет делает небольшой крюк и в 19:15 приземляется на Ивановской площади. До штурма Белого дома остаются считанные часы.
– Какое настроение у Ельцина было в этот день, в день штурма, или он примкнул к телевизору?
– Он всегда был вообще очень собранным, и особенно в такие минуты. Намечено было все на 7 часов утра, – вспоминает руководитель Администрации президента РФ в 1993-1996 годах Сергей Филатов.
Расстрел Белого дома в прямом эфире транслируют западные телеканалы. Весь мир смотрит, как наши танки бьют по нашему парламенту в самом центре нашей столицы.
– Выстрел из танка по Белому дому – это акт отчаянья или устрашения?
– Конечно, не отчаяния. Это был акт на подавление силой тех, кто сопротивляется, – заявил депутат Верховного Совета РФ в 1993 году Сергей Бабурин.
После того, как по Белому дому ударили танки, Руцкой отдает приказ не применять оружие. Сопротивляться уже не было смысла.
"Руслан Имранович Хасбулатов – он сидел в углу, на кресле, в руках была трубка, потухшая трубка. Он даже не курил и как-то вот тупо смотрел в одну точку", – рассказал экс-президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов.
Жертвами "Октябрьской революции 1993 года" – именно такое определение даст Ельцин тем событиям – станут почти 200 человек, не менее тысячи – ранены. А обгорелый фасад Белого дома еще надолго останется напоминанием о том, к чему приводят непомерные амбиции, отказ от компромиссов и необдуманные решения, которые принимались, без учета рисков и последствий.
– Но вы себя не чувствуете ответственным за гибель людей в 1993-м?
– А я, что ли, давал команду стрелять, убивать людей? Конечно, и на мне есть ответственность. Я выходил на улицу, и не раз, я говорил: ребята, давайте потихонечку уходить, потому что непонятно, чем закончится. Конечно, есть и доля моей вины. Но главный виновник произошедшего – это президент России. Ельцин. И исполнители – Ерин, Грачев, – ответил Руцкой.