Тема:

Главные события 37 минут назад

В НАТО играют на повышение ставок

"Чушь собачья!": так Владимир Путин прокомментировал обвинения России в причастности к аварии на газопроводе Balticconnector между Финляндией и Эстонией. И правда: водолазы еще не успели опуститься на дно и осмотреть саму трубу, как на Западе уже нашли виноватого.

Европейским бюрократам и пропагандистам везде мерещится "русский след". Заголовок британской газеты Times: "Финляндия рассматривает версию саботажа на газопроводе." Ну и буквально в первом же абзаце статьи – жирный намек на то, что за диверсией стоит Россия.

С таким же посылом выступила и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен – мол, некие "предварительные" результаты расследования инцидента указывают на преднамеренный подрыв газопровода.

Какие специалисты, когда проводили это "расследование"? Где можно ознакомиться с их "предварительными" заключениями? Естественно, никакой фактуры госпожа фон дер Ляйен не предоставила. А генсек НАТО Йенс Столтенберг вообще перешел на прямые угрозы: Финляндия, дескать, теперь – член альянса, и ее газопровод отныне – критическая инфраструктура НАТО. И если атака на трубу была умышленной, последует "единый и решительный ответ альянса".

Официальные Хельсинки и Таллин тоже намекают на некое "внешнее воздействие".

Впрочем, даже на Западе еще остались эксперты, которые попытались разобраться в причинах аварии объективно. Например, глава финского Центра по борьбе с гибридными угрозами Юкка Саволайнен предполагает, что газопровод мог получить повреждения от якоря. Его во время непогоды мог бросить какой-нибудь корабль.

В ночь на 8 октября, когда случилось ЧП, на Балтике был сильнейший за последнее время шторм. Ветер в среднем разгонялся до 20-25 метров в секунду. А в районе, где произошла авария, примерно в 20 километрах от эстонского города Палдиски, фиксировались порывы до 27 метров в секунду.

Balticconnector залегает на глубине порядка 60 метров. Это не так уж глубоко: корабельный якорь достанет. И к аварии на газопроводе могла привести простая случайность: некое судно, которое шторм настиг посреди моря, пыталось переждать непогоду на якорной стоянке.

Штормовой ветер (в этом районе его скорость достигала 27-28 м/с) поднимал волны высотой около трех метров. Под натиском стихии корабль начал смещаться, а за ним потянулся и якорь. Он-то и мог нанести повреждения газопроводу. Ведь якорь – штука очень тяжелая. К примеру, гражданские суда водоизмещением 200 тысяч тонн оснащены 10-тонными якорями.

Возможно, удар якоря по трубе и был определен норвежскими сейсмологами как толчок магнитудой в один балл. На взрыв это не тянет.

К примеру, при подрыве веток "Северного потока-2" датчики зафиксировали магнитуду в два с лишним балла. О том, что в районе газопровода Balticconnector не было обнаружено сейсмических воздействий, отсылающих к взрыву, заявил и Геологический исследовательский центр Эстонии.

Центральная криминальная полиция Финляндии тоже считает версию подрыва трубы маловероятной – и все же дело о газопроводе расследуется именно как умышленное повреждение.

"Все европейские политики – в Финляндии, Эстонии, штаб-квартире НАТО, которые спекулируют на тему того, что этот газопровод могла взорвать Россия, – сознательно играют на повышение ставок и сознательно видят для себя перспективу карьерного роста в конфронтациях, в создании конфликтной ситуации с Россией, в создании международного конфликта", – считает шеф-редактор аналитического портала Rubaltic.Ru Александр Носович.

В целом этот газопровод не имел стратегического значения. По сравнению с объемами газа, которые Россия продавала Европе в лучшие годы, пропускная способность Balticconnector мизерна. И, как отметил наш президент, все попытки обвинить Россию в повреждении зарубежных газопроводов направлены лишь на одно – прикрыть теракт, совершенный Западом против "Северных потоков".