Тема:

Мигранты в Европе 1 неделя назад

Гуантанамо по-итальянски

Мигранты – это проклятие Италии. Вопрос, который может свалить любое правительство Италии – и левое, и правое. Как только его ни решали: в 2018-м по старинке – деньгами, но очень эффективно.

Канцлер Германии Олаф Шольц объявил о выделении 18 миллиардов евро федеральным землям и муниципалитетам для решения проблем, связанных с миграцией. Италия, так и не дождавшись от Евросоюза помощи, решилась на весьма оригинальный способ решения миграционной проблемы. Договорились с Албанией построить там центры для содержания беженцев и переправлять нелегалов туда. За это Италия будет Албании приплачивать. Выйдет дешевле.

Об этом знает каждый беженец, начинающий свой путь через пустыни Сахары, садясь в лодку в тунисском Сфаксе. Об этом пишут на стенах центра мигрантов на Лампедузе: "ровно в 19:30 под стенами вокзала в Риме раздают горячий ужин и пакетики с завтраком".

Этих людей в официальной статистике приплывших в Италию – нет. Мигранты-призраки. Просочившись мимо полиции и контролей, они добираются до Рима, кто как может. Но Италия никому не нужна – все хотят во Францию или Германию. Это билеты для тех, кто оставил хотя бы имя. Волонтеры центра "Баобаб" помогают сесть на автобус до Генуи. Несмотря на погоду, на неспокойное море лодки все равно продолжают отправлять.

Мигранты – это проклятие Италии. Вопрос, который может свалить любое правительство Италии, – и левое, и правое. Как только его ни решали. В 2018-м – по старинке – деньгами, но очень эффективно. По телевизору показывали парадное видео из Палаццо Киджи, где итальянский премьер дал руку премьер-министру правительства национального единства Ливии, после которого в Средиземном море наступил полный штиль. Это потому, что секретные службы Италии передали 5 миллионов евро Ахмаду Даббаши по прозвищу Дядя, который контролировал порты и ливийские кланы.

Мигранты, конечно, потом нашлись – сотни тысяч человек – за колючей проволокой, в старых вагонах, в железных контейнерах, забитых под завязку, без туалетов, без еды. Пытки, насилие. Рабство в концентрационных лагерях, как их описывали те, кто выжил и добрался до Европы.

Перекрыть море тоже не вышло. В 2019-м министр МВД Сальвини пытался закрыть порты – его до сих пор судят. Это было после неудачной попытки сделать Италию образцом гостеприимства, конвертируя пятизвездочные отели на Сицилии и Сардинии в центр для беженцев. Мигранты превратились в прибыльный и стабильный бизнес – государство платило по 33 евро на человека. В отсутствие туристов бунгало и полулюксы были забиты под завязку.

"Абсурд, но я продолжу работать с мигрантами. И дело не в наполняемости и финансовой уверенности. Я поменял приоритеты. Раньше я думал о том, как спасти семейное дело, сейчас я думаю о них", – сказал Беппе Могаверо, владелец отеля.

Провал Джорджи Мелони наблюдала вся Европа – еще никто так несуразно не договаривался с Африкой. Несколько раз она летала в Тунис, подписала договор, цитировала победные пресс-релизы. Но обещанные Италией и Евросоюзом деньги президент Саид так и не увидел и открыл порты. Осада Лампедузы шла в ритме 2 тысячи человек в день.

Кабинет Мелони на время спасло неспокойное море, потому что делить мигрантов поровну страны ЕС отказались, кульминацией стал саммит в Гранаде, когда премьер Венгрии заявил, что на такое "изнасилование" страна не пойдет и подписывать соглашение по беженцам не будет. Помощь пришла, откуда не ждали: после неожиданной пресс-конференции двух премьеров – Италии и Албании – страны подписали пятилетний контракт.

Решение вопроса в стиле а-ля Мелони – это что-то новое. Подбирать – да, спасать в Средиземном море – да, но на берег Италии – ни ногой. Мигрантов будут перебрасывать оптом через Адриатику в Албанию, которая вовсе не та Европа, в которую все так стремятся. Этому изощренному наказанию – албанским лагерям – оппозиция уже дала свое название: "Гуантанамо по-итальянски".

Когда появились подробности и первые цифры, стало понятно, что это выгодная для Албании "промоакция". Мигранты оптом по выгодной цене, 16,5 миллиона Рим должен будет перевести сразу после подписания договора, еще 100 заморозить в виде гарантии. Расчет за выполненную работу – прием, переброску и содержание мигрантов в двух крупных центрах – дважды в год.

Целую неделю Албания на первых полосах: для страны это шанс поменять к себе отношение, ведь долгие годы именно Албания была поставщиком мигрантов, и часто это были люди с "репутацией". Албанцы – это трафик наркотиков и оружия. Теперь все поменялось: Албания – это страна, которая спасет Европу.

Детали всплывают аккуратно, потому что сама Италия еще не понимает, как юридически грамотно провести эту сделку. Рим хочет, чтобы центры мигрантов в Албании были в итальянской юрисдикции. Это значит, что любое ЧП – Албания ни при чем. Брюссель взял паузу, потому что не знает, что с этим делать: сказать "нет" очень хочется, но взамен предложить ничего не может. Все попытки договориться о том, чтобы делиться мигрантами, блокированы Венгрией и Польшей.

"Есть сомнения по поводу законности этого соглашения, соблюдения норм по правам человека в Европе. Если нарушена итальянская конституция, вмешается суд Италии. Если речь идет о несоблюдении европейских права – Европейская комиссия", – говорит журналист Джанпьеро Грамалья.

Этот итальянский пример может стать заразительным. Германия, где на этой неделе правительство успокаивало регионы, тоже присматривается, кому бы за пределами ЕС сослать мигрантов, которые стране уже не по карману. Главы федеральных земель возмущены высокими пособиями – по 500 евро, за которыми в Германию все и рвутся. Живые деньги заменят на карточки. Возможно, это снизит привлекательность страны. Потому что передышка в Средиземном море – временная. И дело не только в шторме.

Волонтеры центра "Баобаб" на прошлой неделе побывали в Тунисе, чтобы понять, куда делись лодки. Этим летом из Сфакса прибывали 90% мигрантов. Сегодня – ни одной. Ситуация может взорваться в любую минуту, как только Тунис откроет порты.

"Тунис, к сожалению, сейчас для мигрантов закрыт. После того, что заявил президент Сайед в феврале об этнических чистках, после волны депортации мигрантов обратно в пустыню, беженцев просто вытеснили за пределы Сфакса. Они разбросаны по периметру за городом, живут в полях и на заброшенных фермах. Речь идет как минимум о 10 тысячах человек", – сказал один из волонтеров.

Если Джорджа Мелони убедит Брюссель, ей просто повезет выполнить одно из самых важных предвыборных обещаний. Проблем у нее много – с бюджетом, с соратниками, в личной жизни. У Мелони непростой момент – недавно пришлось объявить о разводе. Прямо в Twitter. Первому в стране премьеру-женщине сегодня очень нужна эта конкретная сделка и положительные эмоции в целом.