Тема:

Реформы в Аргентине 2 месяца назад

"В аду я видел государство". Политическая программа президента Аргентины

Избранный президент Аргентины – личность неординарная. Холостяк, собачник, инструктор по тантрическому сексу, анархо-капиталист, желающий упразднять министерства и ведомства. Чем все это обернется для некогда богатейшей страны, погрязшей в экономическом кризисе?

В Аргентине к власти пришел "псих". Именно так – "психом" – называли вновь избранного президента Аргентины по имени Хавьер Милей его товарищи по команде футбольного клуба "Чикарита Хуниорс", где Милей стоял в воротах. Вот что вспоминает Габриэль Бономи:

"Спасая ворота, он преображался. В рамке делал сумасшедшие вещи. Бесстрашно прыгал. Так и хотелось сказать: "Этот парень полный безумец". Бросался из угла в угол, не задумываясь. Он был одним из сильных ребят. Мы называли его психом. Он был хорошим вратарем".

Для страны Марадоны и Месси такой футбольный опыт Хавьера Милея, конечно же, важен.

Но Милей, похоже, неисчерпаем – энергия из него просто прет. В свои 53 он успел не только поиграть в футбол, но и закончить пару университетов, преподавал экономику в вузах у себя в стране и за рубежом. На счету Милея 16 книг по макроэкономике и экономической теории, не считая десятков научных статей и сотен авторских колонок в аргентинских СМИ. Но звездный час для него наступил с появлением на телевидении: резкие, бескомпромиссные оценки, да еще приправленные обсценной лексикой, быстро завоевали сердца аргентинцев.

Его личность интриговала. Заядлый холостяк и собачник, мистик, вызывающий дух своей умершей собаки, мастифа Конана… Но это ладно. Хавьер Милей не скрывает, что давал уроки тантрического секса. Если по-простому, это восточный путь к возвышенному через интимную связь. Некоторые виды тантрического секса даже предусматривают совокупление с трупами на кладбище, чтобы преодолеть страх смерти. И еще важная техника – удержание спермы для осеменения самого себя.

Хавьер Милей хвастается, что испытывает оргазм в квартал, при том, что у него сейчас почти медовый месяц: с лета Милей состоит в отношениях с Фатимой Флорес – бывшей танцовщицей, комикессой и пародисткой. В начале года ради Хавьера Милея Флорес рассталась с мужем после 22 лет брака. Ее любимый наряд – микро-бикини, хотя и в другой одежде в свои 42 она выглядит вполне эффектно. Ее страница в соцсети в этом смысле очень выразительна – более миллиона подписчиков.

Милей одержал внушительную победу, обойдя конкурента аж на 11 процентов. Президентскую компанию он вел преимущественно в соцсетях, затрагивая глубокие струны аргентинской души. Танец, песня… Вот "Застольная" из оперы Верди "Травиата", но в костюме супергероя генерала Анкапа… Анкап – сокращенное от "анархо-капитализм". Слова новые – пародия на ушедшее правительство, что печатало деньги, раздувая расходы и инфляцию.

"Тратить, тратить, тратить, тратить
Таково наше бюджетное правило,
И если доходов не хватит,
То мы пойдем в Центробанк
И это приведет к инфляции
И это приведёт к инфляции.
Если они не возьмут под контроль расходы,
То наступит кризис!"

Инфляция в Аргентине – больное место: более 140 процентов в год.

Оперными ариями кампания не ограничивалась. Милей появлялся с бензопилой в руках, чтобы показать, чем он будет отсекать лишние расходы. А как вам такой предвыборный ход?

"Слушай сюда, левацкая с**а! В аду я видал твое государство. Засунь его себе в задницу! (…) Это знамя анархо-капиталистов, флаг либертарианства! Желтый цвет символизирует умение стяжать богатство. Золото! А черный – это цвет анархии. Где я видал твое государство? У твоей мамки я его видал!"

Если кто-то думает, что Милей пришел к победе лишь со всем этим кривлянием, то это не так. У него был предвыборный штаб, а в нем – пять собак. Пес по кличке Конан, названный в честь героя известного фильма, был любимцем Милея. Тот вызвал дух собаки в ходе спиритических сеансов, чтобы посоветоваться. Но есть в штабе и четыре живых мастифа. Все они клонированы от Конана. Их клички – Мюррей, Милтон, Роберт и Лукас, по именам известных экономистов, близких Милею по духу.

Ротбард Мюррей – центральная фигура либертарианства в середине ХХ века, теоретик анархо-капитализма. По его словам, государство – это "организация грабежа, систематизированная и масштабная". Другая собака Милея, Милтон, названа в память о лауреате Нобелевской премии по экономике, американце Милтоне Фридмане. Известный сторонник уменьшения роли государства консультировал Рональда Рейгана и Маргарет Тетчер. Сразу два мастифа Милея – Роберт и Лукас – это имя и фамилия Роберта Лукаса, тоже нобелевского лауреата по экономике, который считал, что увеличение денежной массы бесполезно и даже вредно.

Вот этих своих собак Хавьер Милей и поблагодарил первыми после победы:

"Кто это? Мои четвероногие дети. Как люди говорят, мои собаки определяют мою политическую стратегию, да? Что они своего рода стратегический комитет. Они – лучший стратегический комитет в мире. Скажите мне, когда самый последний аутсайдер среди аутсайдеров добивался того, чего добились мы за два года? Если никогда, то да – это лучшие политологи в мире".

"Лучшие политологи в мире" и предопределяют программу действий нового президента Аргентины. Госаппарат он будет сокращать целыми министерствами:

"Министерство спорта и туризма – к черту! Министерство культуры – к черту! Минэкономразвития – к черту! Министерство по делам женщин – к черту! Министерство науки и технологий – к черту! Министерство труда и соцзащиты – к черту! Министерство образования – к черту! Минтраспорт – к черту! Минздрав – к черту! Воровство в политике закончилось!"

Но это еще не все. Хавьер Милей уже заявил, что упразднит Центральный банк страны, а аргентинский песо заменит на американский доллар. Налоги снизит на 90 процентов. Гендерную повестку и уроки полового воспитания в школах он отменяет. По ходу дела будут приватизированы государственные железные дороги, авиалинии и нефтяные компании. Национальный совет по научно-техническим исследованиям – закрыть. Национальный институт кино и аудиовизульных искусств – тоже. Огнестрельное оружие – разрешить гражданам для ответственного использования. Да, еще один существенный пункт программы: в частные руки отдается новостное агентство Telam, государственный телеканал TV Publica и радиостанция Radio Nacional.

"Я не поддерживаю использование скрытого министерства пропаганды. СМИ должны быть приватизированы. Все, что может быть в руках частного бизнеса, должно быть приватизировано", – считает Милей.

Но как мог появиться такой персонаж? Кто вознес его в президенты? Конечно же, американцы болели за Хавьера Милея, ведь предыдущая власть подала от имени Аргентины заявку в БРИКС. Если бы не не Милей, то на осеннем саммите организации в Казани Аргентина бы вошла в это глобальное объединение. На фоне этой перспективы США поддерживают Милея по принципу "не доставайся же ты никому".

Но дело, конечно, не только в США. Сорокамиллионная страна, еще сто лет назад – одна из богатейших в мире, устала от бесконечных дефолтов. Лишь за последние семь десятилетий, с 1951-го, семь дефолтов. Инфляция такова, что в меню ресторанов перестали указывать цены – они меняются чуть ли не каждый день. Долг Аргентины МВФ составляет 44 миллиарда долларов – астрономический. При том, что в Аргентине расположено огромное газовое месторождение – Вакав-Муэрта, а еще там очень значимые месторождения лития – металла, столь нужного для современной энергетики. США здесь просто слюной исходят.

Ну и что теперь будет? А будет сложно. Да, в Аргентине есть политическая традиция, когда парламент вне зависимости от расклада не блокирует первый бюджет нового президента. Это Хавьеру Милею на руку. Но потом придется столкнуться с внушительным оппозиционным большинством, ведь основанная лишь два года назад политическая сила Милея "Свобода наступает" (La Libertad Avanza) имеет лишь 40 мест из 257 в нижней палате парламента и всего 7 из 72 в сенате. Создать коалицию большинства у Милея перспектив нет. В Аргентине – мощные профсоюзы, которые легко выводят народ на улицы. А еще международные кредиты Хавьеру Милею недоступны. Словом, Аргентина нам еще покажет. Многое покажет.