Поговорить о постглобализации в Москве собрались эксперты со всего мира. Филиппины, Куба, Бразилия, Китай – для зарубежных паспортов едва хватило ячеек. На связь по интернету и американцы вышли. Глобальным мир, конечно, будет все равно. Другое дело, что в новом его устройстве, говорит Лавров, нет места гегемону. Но цепляться за старое интересанты будут до конца. Санкции, к примеру, с нами надолго.
Сергей Лавров считает, что думать над восстановлением отношений с Европой на данном этапе не надо, надо думать, как не зависеть от вывертов, которые Европа делает под воздействием Вашингтона. По мнению главы российского МИДа, европейцы хотят втихаря, по-хитрому, подобно Минским соглашениям, заморозить конфликт на Украине, чтобы снова вооружить Киев и продолжить свою гибридную и негибридную агрессию против России.
– Когда протрезвление придет, и если оно придет, они нам будут что-то предлагать. Но мы 10 раз подумаем, – обещает глава российской дипломатии.
Многополярность – понятие не новое, именно ее страны-победительницы после окончания Второй мировой войны заложили в основу Устава ООН. Теперь его нужно просто привести в соответствие времени.
– Сегодня на авансцену мировой политики вышли новые игроки, которые представляют Глобальный Юг, Глобальный Восток. И их число растет, – отмечает Лавров. – И надо эти реалии отразить в численном составе Совета Безопасности ООН. Понятно, что новые члены Совета, а это могут быть страны только от развивающихся регионов – Азии, Африки, Латинской Америки, должны пользоваться авторитетом в своих частях мира.
– Специальная военная операция (СВО) на Украине освободила очень серьезные силы, чтобы превратить однополярную систему в многополярную. А война в Газе, военные преступления Израиля и безоговорочная западная солидарность с Израилем ускорят этот переход, потому что Запад потерял кое-что очень важное: то, что они называли "моральными устоями", – поясняет профессор факультета политологии и международных отношений Башкентского университета (Турция) Хасан Унал.
Процесс и без того идет быстро: ряды G20 пополняет Глобальный Юг. Сама "Двадцатка" больше не поддается давлению Вашингтона и не хочет "украинизировать" свою повестку. Еще каких-то шесть лет назад Американский университет Пенсильвании поставил "Примаковские чтения" в десятку лучших конференций мира. Сегодня таких рейтингов на Западе, конечно, никто не составит, но на самом деле роль форума возрастает именно сейчас. Это видно и по интересу участников: перед началом все стулья в зале форума выставили "по линеечке", но как только начались выступления, пришлось искать места для еще нескольких десятков человек.
"Примаковские чтения" – это почти 800 участников из 32 стран. Гостей из Азии и Африки больше всего, что отражает пропорции нынешнего распределения сил в мире: западная G7 еще в прошлом году уступила экономическое первенство объединению БРИКС. Крупнейшие страны отказываются от монополии доллара.
– Зависимость от доллара – это проблема для многих. Но у многих сейчас нет выбора, как и у Индии. Единственный способ избавиться от зависимости – сделать свою экономику и валюту сильной. Нет коротких путей. Нужно просто работать над собой, как это делает Россия, – считает индийский участник IX "Примаковских чтений" Кумар Судхашу.
С безопасностью – сложнее. За последние годы Вашингтон разорвал почти все договоры об ограничении вооружений. Говорить о взаимных гарантиях с кем-то вне НАТО там тоже не собираются, а именно это предлагала Россия накануне СВО. Но даже в таких условиях стакан с оптимизмом у министра наполовину полон. Пока действующие западные чиновники избегают встреч, а бывшие, рассказывает Лавров, сами о них просят.
– Если ты на службе, ты должен выполнять то, что тебе прикажут. Другое дело, что качество приказов все чаще и чаще бывает такое, что нормальному человеку хочется уйти в отставку. Я-то не верю в то, что есть какое-то предназначение у Запада постоянно ненавидеть Россию, – подчеркивает глава МИД России Сергей Лавров.
Список запросов на беседу с Лавровым уже есть и в Македонии, где его ждут коллеги из ОБСЕ. Министр обещал никому не отказывать.