Два больших события с разницей в одни сутки: в Северодвинске выводят из эллинга исполинский атомный ракетоносец "Архангельск" (это самая современная многоцелевая подлодка в мире), а в Петербурге поднимают Андреевский флаг над "Можайском" – пятым в серии из шести кораблей, которую Адмиралтейские верфи строят для Тихоокеанского флота.
"Показали такие данные, о которых на своих старых ламповых лодках мы могли только мечтать", – говорит Никита Булдыгин, командир подводной лодки "Можайск".
Подлодки этого проекта Россия выпускает уже 40 лет, конечно, постоянно их модернизируя. Эта "Варшавянка" уже нового поколения. Высокий запас плавучести и непотопляемости. Но главное преимущество – эти подлодки могут обнаружить цель на дистанции в 3-4 раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Вот поэтому в НАТО их и называют "черными дырами".
То, как Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) выполняет гособоронзаказ, президент Путин и глава ВТБ Костин обсуждают в первую очередь.
- Начнем с судостроения. Как осваиваете?
- В целом, мне кажется, можно признать работу корпорации по гособоронзаказу удовлетворительной. Есть, конечно, недостатки: и в работе корпорации, и в работе смежников, и в механизме взаимоотношений с Минобороны. Но мы совместно с Минобороны и при активной помощи и поддержке Министерства промышленности ведем работу, создали "дорожную карту". Поэтому я думаю, что справимся с этой задачей.
Объединенная судостроительная корпорация – это, по сути, и есть сама отрасль. Больше 50 заводов и конструкторских бюро, свыше 100 тысяч работников. ОСК строит, ремонтирует, обслуживает корабли и суда от Балтики до Тихого океана и от высоких северных широт до Черноморского бассейна.
Внимание государства к корпорации закономерно – три месяца назад ее передали в доверительное управление ВТБ. И вот уже первый отчет президенту.
"Потребуется, на мой взгляд, серьезная модернизация отрасли и даже строительство новых предприятий, новых верфей. Мы видим, по крайней мере, две новые верфи: одну в северо-западном регионе, где-то в районе Петербурга, в Ленинградской области, вторую – на Дальнем Востоке. Я уверен, что через 5-7 лет у нас будет современная, эффективная судостроительная отрасль", – рассказывает Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ.
"Отлично. Вижу, что вы погрузились туда, знаю о ваших перемещениях по заводам, это очень хорошо", – отвечает президент России Владимир Путин.
Андрей Костин успел лично побывать на крупнейших предприятиях ОСК: на Севмаше – центре атомного подводного кораблестроения; на Балтийском заводе, где делают ледоколы проекта 22220 – самые большие и мощные в мире; на нижегородском "Красном Сормове", там строят сухогрузы и круизные лайнеры; на "Пролетарском заводе" и в центре судоремонта "Звездочка".
В области гражданского судостроения спрос опережает предложение. Удовлетворить растущие потребности, докладывает Костин Путину, ОСК сейчас не в состоянии – не хватает мощностей и технологий.
- Андрей Леонидович, понятно, что вы не так давно занимаетесь судостроительным комплексом, но все-таки. Вы сейчас сказали о том, что есть определенные вопросы, проблемы, в том числе связанные с технологиями. Вы в коллективах уже побывали, поработали, с людьми пообщались, познакомились. Вижу, что мы в очень многих отраслях приобретаем новые компетенции, а как в судостроении? – спрашивает президент РФ Владимир Путин.
- Я думаю, эти процессы тоже идут. Просто у нас уровень предприятий очень различный. Есть предприятия с уже современным оборудованием, с технологиями, а есть предприятия, где действительно еще устаревшие технологии. Но в целом работники отрасли видят, что их труд востребован, и что они загружены работой, они без работы не останутся – это совершенно точно, - отвечает Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ.
- Это побуждает их новые технологии искать.
- Побуждает новые технологии искать, новые решения.
- Отлично.
России нужны ледоколы. По прогнозам, объем перевозок по Северному морскому пути через 6 лет увеличится в 6 раз и достигнет 200 миллионов тонн в год. Для такого количества грузов требуется соответствующее количество судов – крупнотоннажных для перевозки СПГ, больших нефтетанкеров. Для одного только речного флота России нужно построить в следующие 10 лет более чем 500 судов. Велик спрос на круизные лайнеры и траулеры.
"Загрузка предприятия сейчас 100%. У нас очень много заказов. Основные заказы, основные суда, которые мы строим, это у нас сейчас идет серия больших морозильных рыболовных траулеров", – рассказывает Сергей Брусницын, заместитель главного строителя компании "Адмиралтейские верфи".
Супер-траулер "Капитан Мартынов" скоро передадут заказчику, он будет работать в Охотском и Беринговом морях, ловить минтай и сельдь – в трюме находится рыбоперерабатывающая фабрика, а еще на борту установлен поисковый комплекс, который может обнаруживать косяки рыб в море. Это самые современные рыбопромысловые суда в мире – в серии их 10.
Уникальных заказов в портфеле ОСК множество: плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов", ледостойкая платформа "Северный полюс", благодаря которой Россия возродила работу дрейфующих станций в Арктике, платформа "Приразломная" для шельфовой добычи нефти.
Тем удивительнее, что корпорация, несмотря на достижения и компетенции, какими не обладает больше никто в мире, годами терпела убытки. На заводах применялись старинные станки, которым место, скорее, в музее. Сейчас ситуация начала исправляться, предприятия закупают новое отечественное оборудование, эксперты банка на местах составляют планы финансового оздоровления. Задачу добиться эффективных показателей и навести порядок в системе управления поставил перед ВТБ президент Владимир Путин.