Там не просто восстанавливают локомотивы, но и производят запчасти для них – причем как для старых образцов, так и для новейших электровозов. В условиях стремительно растущих перевозок увеличиваются и объемы ремонтных работ. Как справляются предприятия и какие задачи ставят на ближайшую перспективу?
Девять производственных площадок – свое литейное производство и 8 заводов. Объем ремонтов каждый год близится к трем тысячам секций локомотивов, полностью покрывая потребности РЖД в восстановительных работах тягового подвижного состава. Крупнейший локомотиворемонтный комплекс и лидер рынка не только России, но и всего постсоветского пространства – "Желдорреммаш" – празднует свое 15-летие.
"Это предприятие, которое осуществляет капитальные ремонты локомотивов как находящихся сейчас в серийном производстве, так и уже снятых с серийного производства, и в этом смысле "Желдорреммаш" выполняет уникальную функцию. В его отсутствие вообще не было бы возможности эксплуатировать парк, который был выпущен еще 15 лет назад. Он обеспечивает как физический ремонт самих локомотивов, так и производство и ремонт запасных частей для этих локомотивов. Поэтому задачи и функции "Желдорреммаша" очень сложно переоценить", – говорит генеральный директор АО "Трансмашхолдинг" Кирилл Липа.
"Желдорреммаш" – часть большой железнодорожной семьи "Трансмашхолдинга". Группа компаний обеспечивает производство новых тепло- и электровозов, а также сервисное обслуживание и капитальные ремонты 85% парка "Российских железных дорог". Рост перевозок растет, на ближайшие 6 лет его прогнозируемый показатель – целых 30%, – а значит, увеличится и нагрузка на локомотиворемонтные заводы "Желдорреммаша".
Так, Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, который летом этого года посещал премьер Мишустин, обеспечивает сервисное обслуживание парка тяги на Восточном полигоне. Здесь ремонтируют 35% всего локомотивного парка страны.
"Выпуск локомотивов с этого предприятия был увеличен в два раза. Без всяких шуток, без всяких преувеличений – сегодня Улан-Удэ выпускает около 100 секций локомотивов в месяц. 100 секций локомотивов в месяц! Наше предприятие, опять же приведу пример, в Новочеркасске, которое выпускает аналогичную технику – мы выпускаем там около 45 секций локомотивов в месяц", – говорит Кирилл Липа.
Чтобы увеличить эффективность работы и сократить временные затраты будущих ремонтов на старейшем заводе Оренбурга, ни разу не останавливавшем свои цеха за 118 лет существования, началась организация эталонной линии.
"В начале октября 2023 года на участке сборки колесо-моторных блоков колесно-тележечного цеха Оренбургского ЛРЗ началась реализация корпоративного пилотного проекта организации эталонной линии, – рассказывает директор Оренбургского локомотиворемонтного завода Валерий Сидоркин. – Мы рассчитываем после реализации данного проекта сократить производительные потери времени персонала, и расчетно уже определено, что с 380 минут, за которые сегодня собирается колесно-моторный блок, мы выйдем на 100 минут".
Специализация Оренбургского завода – ремонт самых распространенных грузовых тепловозов в России 2ТЭ116. Для капитального и среднего ремонта локомотивов здесь есть абсолютно все необходимое – электроаппаратный, локомотивосборочный, тележечный цехи, электромашинное и дизельное производство, энергосиловой, ремонтно-механический, транспортный, механический, колесный и другие участки. А еще – высококвалифицированный персонал: на Оренбургском заводе работают представители 51 трудовой династии.
"При поступлении локомотива в ремонт на нашем предприятии производится 100-процентная разборка деталей и узлов, колеса, электродвигатели, электрические машины, капитальный ремонт рамы, кузова, плюс сборка, испытания, полное реостатное испытание, плюс обкаточные испытания", – говорит директор по производству Оренбургского локомотиворемонтного завода Юрий Герман.
Срок корпоративного пилотного проекта – первое полугодие 2024 года. Эталонная линия будет оснащена инструментами бережливого производства, а также цифровыми системами учета и планирования. После запуска проекта процесс производства будет предполагать четкую организацию и согласованность всех его элементов, каждой операции на каждом участке – и, что немаловажно, ритмичность выпуска.