Как возить грузы: Красное море становится опасным для судов и танкеров


GLP

За неделю уже два коммерческих судна подверглись атаке в Красном море со стороны йеменских хуситов. Многие компании прекращают перевозки по этому транспортному коридору. Какие товары поставляли по Красному морю и каковы возможные экономические последствия этого шага?

Это один из самых важных маршрутов поставки нефти, сжиженного газа и других товаров. Регион Красного моря имеет важное значение для мировой торговли. Почти 15% всех грузов, импортируемых в Европу, на Ближний Восток и в Северную Африку, по оценке компании S&P Global Market Intelligence, поступают туда из стран Азии и Персидского залива по морю.

– Красное море, являющееся одним из важнейших перевалочных пунктов во всем мире, блокировано агрессией хуситов. И это повлияет на цены на все товары от продуктов питания до одежды, автомобилей, всех видов бытовых товаров вплоть до поставок энергоносителей, – отмечает аналитик по морским перевозкам Ян Рэлби.

Хуситы обстреливают суда, которые проходят по узкому Баб-эль-Мандебскому проливу. Его ширина составляет около 30 километров. Повстанцы утверждают, что стреляют по судам, которые идут в Израиль, однако далеко не все из обстрелянных судов направлялись туда.

15 декабря датская Maersk назвала ситуацию крайне тревожной после того, как ее контейнеровоз чудом не попал под удар. Поставки по Красному морю уже прекратили крупнейшие мировые перевозчики из Франции, Германии и других стран. Британский гигант BP также остановил весь транзит нефти через этот коридор.

В качестве альтернативы предполагается использовать маршрут вокруг Африки через мыс Доброй Надежды. Это увеличивает сроки доставки на две недели для контейнеровозов и на неделю для танкеров. При этом растет расход топлива, спрос на суда. И в результате новый маршрут обходится в лишние миллионы долларов.

– Это огромная проблема. Безопасность экипажа, безопасность судов – абсолютные, первостепенные задачи. Именно поэтому было принято решение идти в обход мыса Доброй Надежды. В течение двух недель грузы из Азии поступать не будут. Это значительно ухудшает ситуацию, – констатирует гендиректор Edge Worldwide Logistics Филипп Эдж.

В российском МИДе допускают, что и Северный морской путь может обеспечить судоходство кораблей, желающих поменять свой маршрут из-за атак в Красном море. Но такую перестройку быстро осуществить не получится. Для этого нужна ледокольная инфраструктура, танкеры соответствующего класса, а также порты.

Товарные рынки уже отреагировали на эти новости. Цены на газ вчера взлетели, а сегодня снижались более чем на 9%. Стоимость нефти марки Brent с пятницы выросла на 3% – до 80 долларов. Это в принципе хорошо для российского бюджета и нефтяных компаний.

– Автоматически дорожают и все другие сорта нефти, в том числе российская нефть Urals. Так что этот момент для нас позитивный. Но, с другой стороны, не будем забывать, что российские компании тоже активно используют Суэцкий канал. То есть мы тоже по этому маршруту вывозим нефть и, например, поставки в Индию идут активно через Суэцкий канал, а Индия наряду с Китаем, как известно, наши крупнейшие покупатели нефти, – добавляет директор Фонда национальной энергетической Константин Симонов.

Но российские перевозчики пока не принимают поспешных решений.

– Суда двигаются с соблюдением максимальных мер безопасности. В случае появления угрозы они будут остановлены на подходах к Аденскому заливу. На текущий момент изменения маршрутов следования судов группы FESCO не предполагается, – заверил коммерческий директор транспортной компании "ФИТ" Алексей Кравченко.

Суда этой российской компании не работают с портами Израиля.