Тема:

Фильм "Холоп" 6 дней назад

Билет на российский фильм стал инвестицией

В этом году сборы от российских фильмов – чемпионские. Кинорынок, которому предрекали коллапс с уходом Голливуда, не просто жив, а рванул ввысь.

На неделе завершился первый сезон сериала "Слово пацана". Слышали все, смотрели, если верить опросам, десятки миллионов. Чуть больше половины россияне не смотрели и смотреть не хотят.

Как подорванные смотрят на Украине. Там даже вот такие листовки развешивают:

"Дорогие родители! Обратите внимание! Если ваш ребенок использует выражения:

Чушпан
Ералаш
Скорлупа
При делах
Шкериться
Пацаны не извиняются
Слово пацана только для пацанов

И слушает песни на татарском языке, он склонен к влиянию российской пропаганды. Защити ребенка от опасностей Русского мира!"

Кино непростое, снято отлично. Прекрасные актеры, напряженный темп. Хорошо отстроенная драматургия, много крови. И всех жалко.

1988 или 1989-й. Что-то так. На стенах позднесоветских интерьеров еще висит генсек Горбачев, очереди за водкой на морозе, плакаты "Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи", нищета. Смотреть – больно. И не только потому, что в фильме много жестокости, бессмысленной крови, дикого насилия, а потому, что видеть нашу страну с разрушенным государством, с разломанным обществом, без веры, без прошлого и без будущего, без церкви и даже храма, без каких-либо точек опоры хоть для кого – тяжело.

Детско-юношеские дворовые группировки как субкультура со своими дикими законами, но хоть какими-то. Других же нет. Они притягивают и воспитывают, карают и вознаграждают, спасают своих. По-киношному эффектно.

Никто ни от чего не защищен. Ни маленький ребенок, ни подросток, ни взрослые женщины и мужчины, тем более старики. Все рыхло и зыбко. Разлитая общественно-партийная ложь вызывает отвращение. Но так складывается, что единственная твердыня – слово пацана. В криминальной группировке – своя жесткая этика, свои представления о добре и зле, но они не универсальны. Они не для всех, скорее против всех.

Прекрасный подбор музыки тех времен. Пунктиром по фильму – "Седая ночь". Хорошие люди тоже есть. Восхитительна и утонченна Анастасия Красовская в роли младшего лейтенанта – инспектора по делам несовершеннолетних. Пленительна Елизавета Базыкина – медсестра и подруга главного героя – воина-афганца после дембеля. Герой Ивана Янковского возглавил криминальную группировку, но потом...

Кино режиссера Жоры Крыжовникова и продюсера Федора Бондарчука – большая работа. Такого сейчас нигде в мире не снимут то ли из-за травоядной политкорректности, то ли из-за чего-то другого. Но ведь мы прошли через это, так ведь было. Хорошая прививка от рецидива. Больше туда не захочется. Смотрим вперед.

Впрочем, "Слово пацана" далеко не единственный российский киноуспех года.

В этом году сборы от российских фильмов – чемпионские. Кинорынок, которому предрекали коллапс с уходом Голливуда, не просто жив, а рванул ввысь. Выходят в прокат и запускаются в разработку масштабные, зрелищные, сложнопостановочные проекты. Новый год начнется сразу с двух – это "Бременские музыканты" и "Холоп-2", а за ними новые и новые большие премьеры.

***

До выхода главной сказки новогодних каникул меньше недели. Но количество проданных билетов уже перевалило за 10 тысяч. К исходу праздников их будут миллионы. Вдохновившись наследием легендарной советской анимации, молодой режиссер Алексей Нужный переносит героев братьев Гримм и песни Гладкова и Энтина в целую новую киновселенную.

"В нашем мире люди этих животных не воспринимают как музыкантов, они нужны им для быта. В этом история наших музыкантов: доказать людям, что они могут быть не просто кошкой, а кошкой-музыкантом, кошкой-творцом", – рассказал режиссер фильма "Бременские музыканты" Алексей Нужный.

Вся современная история российского кино до смешного как раз про это. Чтобы тебя воспринимали тем, кем ты мечтаешь и должен быть.

Нужно только встать с печи. Как Емеля в фильме "По щучьему велению", у которого принимают сказочную эстафету "Бременские музыканты". Незадолго до того, как "Щука" побила по сборам в России фильм "Мстители. Финал" продюсер Сергей Сельянов сказал:

"Я пытался изложить идею геройского фильма американскому продюсеру. И вот он меня слушал, слушал, потом говорит: нет. Только американцы могут спасать мир".

До СВО фильмы, в которых американские супергерои (и просто герои) спасают мир (пусть даже это личная вселенная афганского переводчика, оставленного при отступлении американцев), где плохого русского найти куда сложней хорошего, приносили до 70 процентов выручки нашему рынку. Его коллапс с уходом Голливуда казался вопросом недель: после таких ударов в игру уже не возвращаются.

Но тут появляется он. "Чебурашка".

Сборы 7 млрд рублей, 22,5 млн проданных билетов. Лихое начало года, и уже к декабрю российское кино на родном рынке собирает 22,5 млрд – вдвое больше, чем в лучший по кассе допандемийный год. И все это в продюсерском альянсе с телеканалом "Россия".

Но не только сказки меняют ландшафт. Именно в этом году Россия первой (и пока единственной) показала миру, как кино можно снимать непосредственно в космосе. Фильм Клима Шипенко "Вызов" – это почти 7 млн билетов и более чем 2 млрд рублей. Раньше столько (и то редко) мы собирали лишь на Новый год, в остальное время их обеспечивал – себе и нам – Голливуд. Теперь мы знаем, сколько можем (и должны) зарабатывать сами.

В том числе на самое дефицитное сегодня — большое, авторское, серьезное кино, как "Праведник" Сергея Урсуляка. О подвиге советского партизана, что вывел немецкими тылами 218 евреев из уничтоженного резней Долгиновского гетто.

"Мне кажется, что "Праведник" дает возможность соизмерять то, какими мы должны быть, и дает понимание того, какими мы стали. В этом смысле он задает планку", – объяснил Урсуляк.

"Снегирь" Бориса Хлебникова – тоже посыл к нам сегодняшним, отцам и детям, пытающимся найти общий язык на борту судна посреди бушующего моря.

"Наше кино начало делать фильмы для своего зрителя. Наш зритель долго разбирался, но захотел видеть себя народом достойным, у которого есть юмор, который честно говорит про то, что ему мешает", – говорит режиссер, продюсер, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков.

С юмором о серьезном рассказывает "Холоп-2" Клима Шипенко, где вчерашний мажор Гриша берется за перевоспитание избалованной дочки крупной чиновницы Кати. Катя очнется в позапрошлом веке.

"Я думаю, что это метафора человеческой жизни, что это Бог для человека устраивает. Вот то, что эти персонажи немножко играют в Бога, немножко создают мир, в котором будет существовать человек, и хотят его спасения – это глубокая христианская мысль", – говорит исполнитель главной роли в фильме "Холоп 2" Милош Бикович.

"Холоп-2" – продолжение невероятной кассовой сенсации: 3 млрд рублей при бюджете в 160 млн Такие события сегодня позволяют кинотеатром прогнозировать вещи, о которых раньше они не могли даже мечтать.

"55 млрд рублей был пиковый валовый сбор до пандемии. Собирая такие деньги сами, мы получаем качественно иной рынок, куда Голливуд обязательно захочет вернуться. Но что и сколько он будет показывать, решать будем уже мы сами", – заявила директор по репертуарному планированию Объединенной киносести "Синема Парк — Формула кино" Елена Захарова.

Премьер, которые приближают нас к этой новой эре, на следующий год еще больше, одна из них "Лед-3" с Александром Петровым. И "100 лет тому вперед" тоже Александра Андрющенко — по нашему Киру Булычеву.

Фантастика – жанр, в котором мы вообще отвыкли смотреть в будущее глазами неголливудских авторов. Продюсер фильма Федор Бондарчук уверен, что у нашей фантастики большие перспективы.

Так что в этот новый год мы будем не просто смотреть музыкальную сказку и продолжение народной комедии, но вместе определять будущее российского кино. Билет уже стал инвестицией.