"В ходе специальной военной операции вы сражаетесь на передовой, на самых сложных участках. Действовали профессионально, мужественно, плечом к плечу вместе со своими боевыми товарищами, – отметил Владимир Путин. – Благодарю вас за храбрость и силу духа. Вся наша страна, все наши граждане гордятся вами и верят в вас. Вам приходится действовать в сложной боевой обстановке, преодолевать серьезные испытания. Но знаю ваш настрой, настрой всех наших бойцов и командиров. И потому уверен: поставленных целей мы обязательно добьемся, надежно защитим наш народ, суверенитет и безопасность Родины".
Вообще же для нас все, кто участвуют в спецоперации на Украине и защищают Родину на передовой – уже герои. Кто в этой битве отдал жизнь?
Фронт специальной военной операции перечеркнул по живому не только бывшие регионы Украины – линия фронта разделила судьбы многих на "до" и "после", а жизни многих – оборвала. Достойнейшие сыны нашей Родины сдерживают здесь врага, и зачастую получается, что платят они за это высшую цену, которую можно заплатить в принципе. Собственная жизнь, отданная за Родину, за общее дело – ведь большего, наверное, у каждого из нас и нет. А у них, наших героев – есть. Вечность, в которую они шагнули, став воинами навсегда.
В условиях, когда ведутся полноценные боевые действия, создание обстановки боевой условно – вопрос, чисто технически решаемый довольно просто. Вот отрабатывается задача десантирования с боевой техники и штурм населенного пункта.
Полигон батальона "Сомали" – и это была последняя наша с ним съемка. Это Роман Воробьев. Позывной, разумеется, Воробей. С ним работали все журналисты, так или иначе рассказывавшие о Донбассе. Здесь из вчера еще обладателей совершенно мирных профессий инструкторы – и он в их числе – делали сплоченную и умелую боевую единицу, крайне опасную для врага.
Воробей в Первомайском. Многоэтажки вдоль кольцевой – весна 2022 года, штурм. Село это – до сих пор одна из самых опасных точек под Донецком. Потом был Мариуполь, золотая звезда Героя ДНР. Таким светлым, радостным, немного застенчивым мы его и запомним. Рома немного заикался.
– Для получения государственной награды прибыл.
Уже посмертно он награжден и звездой Героя России. Жизнь Воробья оборвалась под Авдеевкой. Рано или поздно этот донецкий бастион Украины падет – и хотя бы этим Рома будет отмщен, ведь он был бы доволен точно.
Позывной Барнаул. Самые результативные командиры очень редко бывают публичными – даже имя и фамилию этого полковника мы узнали только после его смерти. Вячеслав Макаров – вот он на Артемовском направлении. Его подразделение в этот момент в атаке – и он знает о своем участке фронта все. Потому что иначе никак.
Его уверенности хватало и подчиненным, и соседям. Таким мы его и запомним. Он знал, что он делает и зачем.
На фронт к нашим парням приезжают актеры и музыканты – те, чья поддержка нужна и важна. Таким выступлением был концерт, в котором принимала участие и Полина Меньших.
Американская ракета "Хаймарс" оборвала жизнь певицы, актрисы, балетмейстера – одно из попаданий было прямо в крышу над сценой. Как только возникла возможность приехать и выступить перед бойцами, она не сомневалась ни секунды. И навеки теперь в строю со своей аудиторией.
Каждое утро мы рождаемся вновь – такой девиз командир бригады с позывным Ташкент сам выбрал для себя и для всех своих подчиненных. Северодонецк, Лисичанск, Рубежное – все это вклад в победу его и его парней.
Плечом к плечу с штурмовиками в его подразделении работал наш коллега Николай Долгачев. Гвардейцы комбрига Ташкента – в эфире мы слышали об их свершениях каждый день.
- Погиб легендарный комбриг Ташкент.
Юнус Жамалов – старшина, пулеметчик. В родной для него Дагестан приехали сослуживцы – участники того последнего его боя. Он прикрывал отход товарищей из своего верного пулемета, а затем – вызвал огонь на себя. Ценой жизни своей он спасал жизни товарищей. Был представлен к званию Героя России посмертно.
- Позывной Чур.
Наша последняя прогулка с Чуром по Соледару – мы работали с группой саперов бригады "Невский". Он и его парни минировали пути наступления украинских штурмовиков. И при это параллельно они и разминировали Соледар. В ходе этой работы его и не стало. Родом он был из Саратова. Имя мы узнали только позже – Олег. В Соледаре он остался теперь уже навсегда.
Гвардии капитан Жаргал Гомбоев – из Бурятии. В родном селе в школе, которую он закончил, односельчане собрались, чтобы почтить его память. Как особо подчеркивалось в наградных документах, ему удавалось выполнять поставленную задачу, сохраняя при этом жизни своих бойцов. Золотую Звезду героя, которой наградили Жаргала Гомбоева посмертно, получает его сын.
О Владлене Татарском столько всего рассказано, что сомнений никаких быть, разумеется, не может: он являл собой ту вселенную смыслов, которых ах как многим не хватает для понимания того, что происходит на Донбассе сейчас. Убеждавший, знавший, что победа будет за нами – при любых раскладах и абсолютно любых вводных.
На встрече с читателями в питерском клубе ему сделали подарок с намеком на шутку – золотой бюст его же, который взорвался у него в руках. Слишком много он значил для всех нас, и слишком много он делал. Мы запомним его, конечно, как писателя – и даже шире: философа.
Ростислав Журавлев – Ростик, как мы все его называли. Военный корреспондент агентства РИА Новости. Всегда собранный, всегда готовый к работе, всегда первый там, где надо быть первым, Ростик был настоящим профессионалом. Честным, смелым и очень, очень добрым.
В ходе того выезда на передовую, когда Ростика не стало, группа корреспондентов была обстреляна трижды – и именно кассетными снарядами, рассчитанными на поражение живой силы, то есть, убийство максимального количества людей. А с украинской стороны прекрасно знали, в кого именно они стреляют.
Потеря, через которую очень тяжело прошел весь наш большой коллектив ВГТРК. Наш коллега Борис Максудов делает свои последние кадры в запорожских степях. В небе коптер. Он так об этом и говорит.
- Бесконечные, кажется, поля вокруг. Спрятаться здесь практически нигде невозможно – все хорошо просматривается, простреливается, особенно с неба.
Дальше – сброс боеприпаса, многочисленные осколочные ранения. Вроде бы удавшаяся стабилизация. Но по дороге в Крым нашего Бори не стало.
Боря, Бахтиярыч – и даже религию он выдумал шутливую: максудизм. Это значит, любить всех и все вокруг себя, интерес к жизни и комфорт – тоже. Хотя какой же комфорт может быть на войне? Но он искал его прежде всего внутри себя. Для этого и ехал на войну и беседовал с людьми – в первую очередь ему было важно именно разговаривать с собеседником. В этом, считал он, лежит ключ к пониманию того, что происходит и почему это происходит и что же будет происходить дальше.
С Борей все, кто работал и работает в Донецке, пересекались часто. Все мы его хорошо знали – его улыбку, его самоотдачу в работе, его желание передавать знания по эстафете следующему поколению журналистов. Он ведь только-только начал еще и преподавать.
Борина жизнь – это еще один очень высокий счет, просто неоценимый, оплаченный нашим коллективом за право и за возможность рассказывать о том, что происходит на Донбассе в ежедневном, постоянном режиме. Рассказывать правду – это и сложно, и опасно, но необходимо. И мы будем продолжать это делать. В том числе и для тебя, и ради тебя, Боря.
Подвиг и героизм наших товарищей обязательно будет отмщен. Именно нашей Победой, ради приближения и достижения которой они и пожертвовали своими жизнями. Но и остались не только с нами, навсегда – но и на фронтах СВО. Конечно же – тоже навсегда.