Додолев работал с Семеновым много лет. Вместе они открыли первое в СССР независимое СМИ – газету "Совершенно секретно", а за делами, которые они расследовали, следила вся страна. Что вскрылось во время расследования тайны "золота партии", которое стало роковым для них обоих? И почему Евгений Додолев говорит, что испытал облегчение, когда Юлиана Семенова не стало?
По словам журналиста, с определенного момента на писателя велась настоящая охота, и тот, понимая это, решил форсировать альянс с информационной империей американского медиамагната Руперта Мердока:
"Он считал, что, если "Совершенно секретно" вольется в крупную международную издательскую группу, то не рискнут связываться с ней вот эти люди".
Додолев пояснил: "эти люди" были представителями системы КГБ, которые при этом не работали в интересах ведомства – что называется, "не выполняли волю партии и правительства". Сделке с Мердоком не суждено было состояться – именно в тот день с Юлианом Семеновичем случилась беда, по дороге на встречу ему стало плохо.
"В какой-то момент Дима (Дмитрий Лиханов – прим.ред.) первый заметил, что что-то с Юлианом Семеновичем происходит, что как-то он неадекватно двигается, как-то он рукой водит – его хватил удар", – вспомнил Додолев.
Следом за ними на подписание договора ехали еще две машины с журналистами. Была там и Оливия Лихтенштейн, снимавшая документальный фильм о Семенове.
"Мы остановили машину, чтобы понять, что происходит с Семеновым, а у него просто настоящий удар – совершенно нет никакой мимики, слюни текут, он не двигается, не может говорить. И они снимают это, мои коллеги из ВВС! И Дима Лиханов говорит: "Что они вообще делают?! Скажи им, чтобы они прекратили!", – продолжил Евгений.
Но Оливия возразила: настоящий журналист должен фиксировать все, что происходит, а потом уже решать, что делать с материалами.
"Я говорю: "Он умирает!" Она говорит: "Ок, мы должны зафиксировать смерть великого человека. Это очень хорошо для фильма, это эксклюзив!" В этот момент я как раз понял, что я ненастоящий журналист, что я не гожусь для этой профессии, потому что я не смог", – признался Додолев.
Семенова отвезли в военный госпиталь, где врачи пообещали его "откачать", и к вечеру писателю действительно стало лучше.
"Он даже стал что-то говорить, даже что-то шутить, даже пытался ущипнуть медсестру за попу – то есть живой и любимый нами Юлик, как мы его называли за глаза", – отметил телеведущий.
Однако ночью в палату к Семенову вошли двое неизвестных – без халатов, но с удостоверениями. "Через полчаса они вышли – и Юлиан Семенович с того момента был в статусе овоща, живого трупа", – рассказал Евгений. Об этом он узнал от дежурной медсестры, которая позже призналась во всем на камеру. По мнению Додолева, это были люди, причастные к убийству Александра Плешкова – заместителя Семенова, пожелавшие остановить расследование "золота партии".
"С тех пор Юлиана Семеновича не стало. То есть юридически он был жив, де факто – его уже не было", – добавил журналист.
Когда в 1993 году он узнал, что Семенов скончался, то почувствовал облегчение. "Честно говорю, когда я узнал, что сердце его остановилось, я испытал облегчение, я испытал чувство радости. Я подумал, что он отмучился, потому что, если даже бывали у него какие-то просветления и в какой-то момент он понимал, в каком он находится состоянии, то это, я думаю, были самые горькие минуты его жизни", – заключил Додолев.
Как мечтал уйти из жизни сам Юлиан Семенов? Чего он боялся больше всего? И понимал ли Евгений Додолев, что в связи с поиском "золота партии" ему тоже грозила серьезная опасность? Ответы – в новом выпуске программы "Жизнь и судьба" на телеканале "Россия" и медиплатформе "Смотрим".