Свою вину мужчина так и не признал, а само дело вызывает множество вопросов. Однако вердикт суда островной республики два десятка лет назад был максимально суров: смертная казнь. Позже её заменили на пожизненное. Спустя 26 лет – долгожданная новость. Косяков вышел на свободу, получив амнистию от президента Занзибара.
С просьбой к властям автономии годами обращались российские дипломаты, журналисты, общественные деятели, друзья и родные россиянина.
"Господин Косяков посетил сегодня посольство, был осмотрен посольским врачом, насколько известно – он здоров. Наш консульский отдел начал оформление его документов", – сообщила пресс-секретарь Посольства России в Танзании Варвара Дронова.
О доме пока напоминает только мать. Она приехала в Занзибар увидеть сына.
Материнское сердце ныло почти тридцать лет. Последний раз она видела сына в 2003 году. Тогда была единственная возможность приехать. На тот момент Дмитрий уже пять лет находился в тюрьме. За все эти годы появился резкий акцент, явная худоба и нездоровый загар, но родной человек сразу узнал.
В конце девяностых они приехали на Занзибар всей семьей. Отчим Димы работал в судоходной компании. Здесь же на острове подросток подружился со сверстниками.
Разлучил ребят роковой случай. Алексея Сотникова нашли мёртвым с ножевыми ранениями в собственном доме. Сам дом подожгли, деньги украли.
В преступлении обвинили Диму Косякова и его друга Ивана Очирова. Тогда пару подростков видели у дома погибшего местные жители. О "двух подозрительных белых" они рассказали полицейским. Дмитрия и Ивана задержали.
"Правовая система Танзании очень сложная, она вобрала черты и африканского обычного права, и мусульманского права, и европейского права. У них очень сильные традиционалистские подходы. Уголовное наказание предусматривает, что убийство человека человеком наказывается либо смертной казнью, либо пожизненным заключением", – говорит доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семёновский.
Дмитрия и Ивана приговорили к смертной казни, хотя прямых доказательств их вины не было. Да и подростки отрицали причастность к убийству, говорили, что лишь хотели увидеться с другом, но уехали, когда им никто не открыл дверь. Но судья был непоколебим.
Несколько месяцев они провели в камере для смертников. Вскоре президент Занзибара смягчил наказание на пожизненное заключение. Дмитрий и Иван были единственными белыми в тюрьме. В первые годы их постоянно избивали сокамерники, отправляли в карцер, где заставляли ходить голыми. Толком не кормили, в камере было только два ведра и тонкий матрас, не говоря уже о полной антисанитарии. Иван в 2011 году умер от туберкулёза. Удивительно, что в таких условиях смог выжить Дмитрий.
"Его мама обращалась к моим коллегам, они пытались помочь. Но правосудие становится на сторону местных жителей, да и во многих африканских странах достаточно негативное отношение к белому человеку", – рассказал вице-президент Российского подразделения международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.
Только несколько лет назад к Дмитрию Косякову начали ездить волонтёр и его жена. Россиянин Дмитрий и африканка Шейха. Супруги узнали о судьбе Дмитрия через соцсети. Начали навещать, помогали подавать прошения к президенту Занзибара.
В начале января им позвонили из тюрьмы и сказали: приезжайте, забирайте. Через некоторое время Дмитрия отвезли к матери в объятия. Сейчас он ждёт паспорт, чтобы уехать в Россию.
Ему предстоит научиться простым бытовым вещам. Главное – научиться дышать полной грудью уже свободным человеком.