Это кадры сняты на посадке на рейс 374 – из Минеральных вод в Москву: билет куплен, пассажир прибыл вовремя, прошел регистрацию и сдал багаж. И тем не менее никуда не полетел.
Выяснилось это не сразу – мужчина даже успел зайти в салон. Но, чтобы избавиться от лишнего пассажира, решили высадить всех, провести повторную регистрацию и уже не запуская внутрь того человека, для которого места не нашлось. Следующим рейсом его тоже не повезли. И вот как прокомментировала инцидент авиакомпания Utair.
"На рейсе Минеральные Воды – Москва произошла оперативная замена воздушного судна Boeing 737-800 на самолет меньшей вместимости по производственным причинам. Авиакомпания оформила пассажиру возврат денег за билет и начислила компенсационные мили в программе лояльности", – заявили в компании.
Благодаря тому, что этот случай попал в прессу, прокуратура начала проверку.
"Сургутской транспортной прокуратурой по данному факту организованы надзорные мероприятия, по итогам которых будет дана оценка соблюдения законодательства", – говорит старший помощник уральского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью Наталия Боровских.
Замена борта и техническая ошибка – это типичные оправдания, которые используют компании при овербукинге, то есть при продаже большего числа билетов, чем самолет может увезти. В августе из Тюмени в Москву, также рейсом Utair, так и не улетели сразу 14 пассажиров. А до этого Ирина из Краснодара в свой день рождения не попала борт вместе с мужем.
"Мы подошли к стойке регистрации последними. Муж прошел регистрацию без проблем, но на мне стойка закрылась. Сотрудник сказал: мест в самолете больше нет и поставит табличку, соответственно, "регистрация окончена". Я сидела весь день, голодная, в аэропорту – без тортика, без столицы России", – вспоминает Ирина.
В итоге Ирине пришлось дожидаться вечернего рейса в аэропорту. Еду выдали уже перед посадкой в самолет. Штрафы для перевозчика в таких случаях – минимальные. В июле прошлого года авиакомпанией S7 из Москвы не смогли улететь семеро пассажиров. Авиакомпанию тогда оштрафовали на 30 тысяч рублей. Получается, S7 даже не наказана, а еще и сэкономила – сумма взыскания меньше, чем стоимость 7 билетов. Авиакомпания "Победа" заплатила столько же, отказав в перевозке двум пассажирам, которые хотели добраться из Новосибирска в Москву.
Сложившаяся практика для авиакомпаний, которые сейчас переживают непростые времена, выгодна.
"Сейчас у нас овербукинг и не запрещен, и не разрешен. В итоге в законодательном поле отсутствует такое понятие, как овербукинг. Из-за такого отсутствия пассажир не получает никакой компенсации. Потому, что нет никакого регулирования, нет ответственности и нет компенсации в пользу граждан", – поясняет руководитель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Мировая практика от российской отличается. Компенсация – от 400 до 700 евро, гостиница, питание, трансфер. Наши пассажиры по закону рассчитывать на компенсацию пока не могут, но кое-чего добиться возможно.
"Конечно, нужно обращаться к представителю авиакомпании на борту, фиксировать факт отказа перевозки и получать те сервисы, которые положены по федеральным авиационным правилам. В случае задержки пассажира и отсутствия альтернативного рейса – это всегда гостиница, питание и трансфер до аэропорта из гостиницы", – говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.
Чтобы авиакомпании не разорились, ведь им очень важна полная загрузка борта, а пассажиры все же получали хоть какую-то компенсацию, ассоциация пассажиров призывает легализовать овербукинг. При этом четко обозначить, какие категории пассажиров точно будут допущены на борт – семьи, пожилые люди, пассажиры с ограниченными возможностями. А также предусмотреть существенное возмещение ущерба. Лететь следующим рейсом уже в бизнес-классе будет не так обидно.