В столице лишь единственное СИЗО женское, и там тоже отмечают 8 Марта.
Ранним утром у стен "женской Бастилии" – так на парижский лад называют СИЗО № 6 – родственники постояльцев режимного столичного учреждения. С баулами вещей и продуктов они трепетно ждут свидания со своими женами, сёстрами и дочерями. Как-никак на носу их праздник: Международный женский день. Его арестантки хоть и проводят за решеткой, но целиком от мира не изолированы, говорит психолог Анна Саранцева. Каждый день она вытаскивает подследственных и осужденных из депрессии, помогает разобраться в прошлом и даже в будущем.
Ирина отбывает наказание уже 7 лет – за наркотики. О том, что именно толкнуло ее на преступление, рассказала психологу через ассоциации к специальным метафорическим картам.
В женском СИЗО за грехи их никто не осудит, это будут делать в другом месте. Работа целого штата воспитателей, инспекторов и психологов направлена на другое: не дать арестанткам вернуться за колючую проволоку вновь. Для этого здесь созданы все необходимые условия. Например, для осужденной Анны Севостьяновой мастерская стала чем-то вроде духовного убежища. До попадания сюда девушка не умела рисовать и никогда не держала в руках гитары. Теперь уверяет: как только выйдет – свяжет свою жизнь с искусством.
"Я считаю, что я сюда попала не просто так. Я даже благодарна, что сюда попала, потому что здесь я нашла себя в творчестве, здесь я стала спокойнее, научилась скучать, раньше не умела", – говорит Анна Севостьянова.
День работниц хозотряда начинается с раннего подъема, следом – положенные 8 часов работы, потом – свободное время. Галина Пархоменко полжизни посвятила социализации осужденных. Именно под ее руководством в расположении части регулярно проводятся мастер-классы, тренинги, а некоторые сиделицы и вовсе блистают на сцене местного театра.
"Здесь у нас проходят лекции, беседы, творческие мероприятия, у нас 7 кружков существует: это и кулинарный, и спортивный, и художественный, и литературный, музыкальный, они играют на гитаре и фортепиано. Проводят кружки сами осужденные, то есть осужденные, которые умеют это делать хорошо", – отмечает заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе СИЗО Галина Пархоменко.
Но даже в неволе любая женщина всё равно остается женщиной. Здесь арестантки посещают маникюрный салон и парикмахерскую. Наводят марафет перед камерами, в СИЗО есть собственная телестудия, где девушки снимают передачи и учатся держаться в кадре.
"Здесь у нас находятся колонки, чтобы девочки могли петь, свет, гитары. Они у нас играют, участвуют в разных концертах. Есть даже хромакей для съемок", – говорит осужденная Ирина Долгова.
И всё же любое СИЗО приравнивается к условиям содержания в колонии строгого режима. Каждый день тут подчинен жесткому распорядку, и жить по такому – то еще испытание.
В стандартной камере – от 5 панцирных коек, на каждой табличка с данными арестантки. Голые стены, из мебели – шкаф, табурет и тумбочка, на одного человека – не меньше 4 квадратных метров. Тем не менее для некоторых дам делают послабления. Например, беременным арестанткам или матерям с детьми выделяют отдельные камеры. Шанс улучшить свои условия есть и у остальных.
В комнату с так называемыми облегченными условиями попадают за хорошее поведение. 5 спальных мест, телевизор (в обычных комнатах такой роскоши нет), цветы и даже настенная живопись.
За годы в заключении мир, взявший бешеный темп, может поменяться до неузнаваемости, и к выходу на свободу тут готовят отдельно. Инспекторы помогают осужденным найти жилье, отыскивают родственников и подбирают работу. Для тех, у кого за плечами срок, трудоустройство – самый острый вопрос. Чаще всего на волю бывшие сиделицы выходят дворниками, уборщицами, поварами, работают с бумагами и в торговле.
"Основная работа — это подготовка осужденных к освобождению, как правило, она начинается за 9 месяцев до конца срока. Им рассказывается о том, как они могут сделать документы, какие социальные гарантии им положены, как они могут трудоустроиться. Например, как правильно составить резюме", – рассказывает старший инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных СИЗО № 6 Ева Потычинская.
Рабочий день психологов и воспитателей подходит к концу, жизнь в стенах СИЗО продолжается. Сотни застрявших между свободой и неволей женщин мечтают только об одном – вернуться домой, обнять близких. И мысли эти утихают только к отбою в 22:00.