В небе самолет, а управляет им пилот-девушка. Краснодарское высшее военное авиационное училище – единственное в стране, где и женщины могут исполнить свою мечту о сверхзвуковых скоростях, об управлении боевой техникой. Первый шаг к небу – тренажер на земле. Четкими движениями, кажется, едва касаясь ручки управления, летчицы показывают президенту, как в виртуальном полете совершать виражи и заходить на посадку. К нештатным ситуациям здесь тоже готовы.
Следующий уровень – обучение уже на более серьезной машине, Як-130.
Как и у самого самолета, у тренажера кабина тоже двухместная. Верхнее кресло занимает девушка-инструктор. Место командира экипажа – Владимир Путин. Президент сразу знакомится с системой управления.
- Курок нажать?
- Не сейчас, когда прицеливаться будете.
- Хорошо.
И вот уже набор высоты и маневрирование. Когда находишься в кабине – ощущение полной имитации полета. Слышен даже шум двигателей.
Попасть в группу курсантов-девушек непросто. В первый набор – в 2017-м – конкурс был 200 человек на 15 мест. Одна из непоступивших недобрала всего балл. Но своей настойчивостью покорила даже Министерство обороны.
"Мне вот Сергей Кужугетович рассказывал, как осуществлялся первый набор, – делится Путин. – Так она палатку здесь разбила, говорит, перед воротами, да, такое отношение к жизни, к будущей профессии, действительно, многого стоит".
Сюда и правда случайные люди не попадают.
Почему именно военная авиация, спрашиваем курсантку.
"Скорость, маневренность, небо манит, именно захватило… именно вот это ощущение", – отвечает она.
За одним столом с президентом 12 лейтенантов. Главным событием прошлого года для них стал выпуск из училища. Теперь интересно, а что же запомнилось президенту.
"Моя жизнь состоит из бесконечного числа различных событий и мероприятий, – говорит он. – Я иногда сравниваю это, знаете, как с водопадом, стоишь, льет бесконечно. Даже тогда, когда я со своими близкими рядом нахожусь, стараюсь не подавать вида и делаю такой, наоборот, вид, что все нормально, мы отдыхаем. Но я знаю, что через 5 минут мне должен позвонить такой-то, через 10 минут я должен позвонить туда-то, а через полчаса произойдет такое-то событие. И я должен понять, что произошло, и, если потребуется, как-то на это отреагировать или скорректировать что-то. Поэтому это такая череда событий. Но, конечно, так же, как и для страны в целом, и для меня, и для вас, я думаю, все самое яркое, самое значимое происходило на поле боя в зоне специальной военной операции".
За полетом президента на стратегическом ракетоносце Ту-160 в Казани следили, конечно же, все военные летчики страны. В небе на мощнейшей машине дальней авиации президент провел несколько часов. Опыт ценный для любого пилота.
"Расскажите, пожалуйста, какие впечатления оставил у вас этот полет?", – интересуются у президента.
- Ну, это восторг, это, конечно, тоже особые ощущения, особенно с переходом, незаметный переход на сверхзвук. Даже не слышно этого щелчка. На земле слышно, а в самолете не слышно.
А ведь в конце 90-х кое-кому казалось, что стране такие самолеты больше не нужны. Проект собирались закрыть. Но было принято решение – Ту-160 надо модернизировать.
Глава государства вспоминает: "У министра было правильное предложение. Мы фактически создали новую машину. Такой машины нет в мире. Сверхзвуковой, на таких скоростях работающей машины стратегической авиации, способной нести ядерное оружие. Это таким образом мы поддержали нашу триаду, ядерную триаду".
Владимир Путин рассказал и о других случаях, когда довелось летать за штурвалами.
2010 год – тушение пожаров в Рязанской области. Самолет Бе-200 сбрасывает воду на пылающий лес.
В 2000-м – перелет из всё того же Краснодара в Чеченскую республику на истребителе перехватчике Су-27. Тогда даже удалось исполнить одну из фигур пилотажа.
"Командир предложил мне сделать бочку, – рассказывает российский лидер. – Он говорит, я передаю управление. И плавно, резкие движения делать не нужно, рычаг управления вправо передвигайте. И мы с вами сделаем бочку. Это я сделал сам, это правда. Перевернулись так спокойно, машина очень мощная. Ну, он так и сказал, машина мощная, очень послушная, управляемая, спокойно делайте. Это я сделал сам".
В военно-транспортную авиацию поступают новые типы самолетов. Обучать летать на них надо современными методами. А значит, нужны новые типы тренажеров.
"Надо делать тренажеры Ту-214, который сейчас у нас из этого класса самолета поступает. Потом, в связи с вашим решением сейчас восстанавливается производство Ту-196 – там нужны тренажеры. Поэтому у нас каждая партия самолетов, особенно учебных самолетов, она идет в одном заказе с тренажерами", – докладывает Шойгу Путину.
"Давайте сделаем это обязательно. Надо закладывать это обязательно в Гособоронзаказ. Это очень важно", – уверен верховный главнокомандующий.
Как и все российские офицеры, и эти юные лейтенанты в небесно-голубой форме четко осознают цели и задачи специальной военной операции. И готовы выполнять свой долг.
Вот слова одной из собеседниц президента: "Разрешите от имени выпускников и всех военнослужащих Вооруженных сил выразить вам поддержку и глубокую признательность. Уважаемый Владимир Владимирович, вы можете рассчитывать на офицерский корпус Российской Федерации. Мы вас не подведем".
"Я и не сомневаюсь, офицерский корпус России всегда, я хочу это подчеркнуть, всегда на всех исторических переломах, во все исторические этапы демонстрировал высочайшую преданность Родине, Отечеству и своему долгу", – отвечает Путин. – И благодаря этим качествам наших офицеров Россия всегда добивалась результатов и всегда выходила победителем из всех тяжелейших испытаний. Но когда военнослужащие говорят – мы вас не подведем, вы знаете, я слышу: мы Родину не подведем. А я как верховный главнокомандующий хочу вам ответить: благодарю за службу".
Конечно, эта встреча не могла не завершиться весенними цветами. Букеты из рук президента получили почти все участники встречи.
"Получать от такого мужчины цветы – это очень волнительно и приятно", – признается одна из девушек.
А церемония фотографирования и вовсе затянулась. Сначала групповой снимок. Но ведь каждая мечтала и о личной фотокарточке с президентом. И в такой день, таким офицерам отказать было, конечно, невозможно.