В США хотят свалить крушение моста в Балтиморе на кибератаку или грязное топливо


AP

Поиски пропавших без вести из-за обрушения моста в Балтиморе осложняет движение его обломков и мусора с контейнеровоза по заливу: погружаться под воду в таких условиях небезопасно для водолазов. Основной версией аварии остается неисправность на борту судна. Несколько часов назад в американских СМИ появились предположения о грязном топливе, которое стало причиной потери мощности и столкновения с пролетом.

У президента США Джо Байдена, который заявил, что ездил по рухнувшему автомосту на поезде, версий и вовсе не нашлось.

Погибшими в этой катастрофе в Балтиморе официально числятся шесть человек. Поисковая операция на месте обрушения прекращена, шансов найти живых не осталось.

"Сегодня мы вынуждены объявить, что учитывая время, которое прошло с момента аварии, и температуру воды, мы не считаем, что у нас есть шансы найти кого-то из пропавших людей живыми", – констатировал контр-адмирал береговой охраны США Шеннон Н. Гилреат.

С обращением к нации выступил Джо Байден. Он подтвердил первоначальные заявления Белого дома – в аварии с контейнеровозом нет причин искать злой умысел.

"Все пока указывает на то, что это был ужасный несчастный случай", – заявил американский президент.

Тут же Байден углубился в воспоминания о том, как и сам не раз ездил по этому автомобильному мосту, правда, почему-то на поезде.

"По этому мосту я много-много раз ездил из штата Делавэр на поезде или на машине", – припомнил Байден.

Президент обещал лично посетить место крушения, не уточнив, когда именно. Между тем, в акватории движение судов в бухте полностью остановлено. А сингапурское судно под обломками моста продолжают изучать специальные службы. Что случилось с контейнеровозом Dali, до сих пор не ясно. По одной из версий, на судне на несколько минут полностью отключилось электричество, после чего оно стало неуправляемым. По другой, электронные системы контейнеровоза могли подвергнуться кибератаке, и Dali прицельно пошел на таран моста.

Опубликованный судоходный журнал показывает, что, выйдя из терминала, контейнеровоз направился к выходу из бухты, но за две минуты до столкновения с мостом, когда и была зафиксирована потеря мощности, он изменил курс и направился в опору. Экипаж успел сообщить на берег о возможном столкновении. И согласно записи переговоров, транспортные власти начали перекрывать движение по мосту с обеих сторон.

– Задержите движение на мосту Ки Бридж.

– Весь мост только что обрушился. Остановите, остановите всех. Весь мост только что рухнул.

Масштабы последствия этого ЧП до конца определить сложно. Порт Балтимора – девятый в США по объему отгружаемых грузов. Ежегодно через него проходят 52 миллиона тонн. Балтимор – второй по величине экспортер угля в стране, на его долю приходится почти четверть отгружаемого топлива. А каждый год он обрабатывает 850 тысяч грузовых автомобилей. Все это теперь спешно перенаправляют в другие порты на побережье.

Закрытие важнейшего транспортного хаба – порта Балтимор – обернется ущербом минимум в 80 миллиардов долларов. Сколько времени уйдет на расчистку акватории под мостом, а значит и восстановления судоходства, пока сказать сложно. Речь может идти о нескольких месяцах. А значит, все это время порт не сможет принимать и отправлять грузы.

Более десятка крупнотоннажных судов уже выстроились у входа в бухту Балтимора. В порту располагаются склады и терминалы ведущих транснациональных компаний – от Mercedes и BMW до IKEA. Американская ассоциация грузоперевозчиков предупредила, что компаниям предстоит готовиться к росту расходов на логистику в связи с перераспределением грузопотоков. Подсчитывает неизбежные убытки и штат Мэриленд.

"Это разрушительно. Мы зависим от порта Балтимора. Река Патапско – наш ценный актив. Крушение изменит все", – сокрушается сенатор от штата Мэриленд Джонни Саллинг.

Обломки моста имени Фрэнсиса Скота Ки, названного в честь автора слов американского гимна, как символ уходящей эпохи величия. Еще одним символом эпохи и одним из виновников аварии называют министра транспорта администрации Байдена Пита Буттиджича.

"Путь к нормальной жизни не будет легким. Но мы все восстановим вместе", – заверяет министр транспорта США Пит Буттиджич.

Именно министра Буттиджича обвиняют в участившихся ЧП на транспорте в США. В том числе и в разрушительной железнодорожной аварии в Ист-Палстайн. Она стала причиной экологической катастрофы, с последствиями которой не удалось справиться до сих пор. Но несмотря на критику, Байден отказывается увольнять министра, как считается, опасаясь навлечь на себя гнев меньшинств.

"Неэффективность министра Пита Буттиджича действительно налицо. Кто он такой? Ах, да, министр транспорта. Вам нужен человек, который разбирается в вопросах? Но он не разбирается. Он молод. Он гей. Почему я об этом говорю? Потому что именно так он получил эту работу. Так и есть. Для меня это не имеет значения, но это имеет значение для левацких звезд", – поясняет ведущий Грег Келли.

Общая деиндустриализация и хроническая нехватка финансирования инфраструктуры становятся причиной тысяч техногенных катастроф в США. Почти 50 тысяч мостов по всей стране сейчас находятся аварийном состоянии.