Если верить статистике, повторяемость многоснежных зим в стране, провоцирующих, как и в этом году на Урале, экстремальное весеннее половодье, заметно увеличилась. В числе лидеров — Центральная Россия, здесь в XXI веке аномально высокие сугробы к началу снеготаяния появляются в 3-4 раза чаще, нежели в прошлом столетии.
Однако паводки образуются не только в результате таяния снежного покрова. Очень часто реки выходят из берегов из-за проливных летних дождей. Наиболее подвержены таким катаклизмам южная часть Европейской России, Сибири и Дальнего Востока. Расчеты показали, что если в XX веке сильные дожди заливали эти регионы раз в 7-9 лет, то в эпоху глобального потепления мощные ливни фиксируются здесь почти в два раза чаще.
Тему новых климатических трендов затронули и в программе "Вопрос науки". Действительно, в ряде регионов — например, в Приамурье, на реке Зея — количество разрушительных наводнений в XXI веке возросло кратно. Однако такое происходит не повсеместно, а где-то тенденция, наоборот, противоположная.
"Вопрос этот очень сложный. Климатические модели не позволяют с нужной достоверностью воспроизводить эту статистику. В этом есть проблема. С одной стороны, мы фиксируем иногда по данным наблюдений, что идет учащение. А с другой стороны — например, в бассейне Оки, Дона весеннее половодье сходит на нет", — рассказал главный научный сотрудник Института водных проблем РАН, гидролог Михаил Болгов.
Специалисты считают, что глобальное изменение климата, прежде всего, влияет на характер природных явлений. Список катаклизмов все тот же: наводнения и засухи, жара и морозы, ливни и снегопады. Дело в том, что они все чаще обретают экстремальный характер.
"Когда говорят о потеплении климата, это не совсем верное словосочетание, — объясняет директор природоохранных программ общественной организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов. — Потому что общее повышение температуры на Земле связано, в том числе, и с увеличением количества экстремальных природных ситуаций. Это тайфуны, наводнения, засухи, как ни странно — экстремальные морозы, потому что меняется общая циркуляция атмосферы".
И вот как раз сейчас на наблюдающийся глобальный тренд накладываются частные вариации циркуляционных систем. Дело в том, что в экваториальной зоне Тихого океана наблюдается одно из самых сильных за весь период наблюдений Эль-Ниньо. Сейчас его мощь немного снизилась, теплая аномалия, на пике достигавшая почти двух градусов, сократилась. Тем не менее этот процесс продолжает оказывать влияние на погоду Северного полушария.
В зоне перегрева оказался не только Тихий океан, но и Атлантика — здесь средняя температура морской воды почти на полтора градуса превышает норму. Так что создаются все условия для вторжения теплых и насыщенных влагой воздушных масс вглубь Евразии. А это значит, что риски выпадения экстремальных осадков на территории российских регионов будут только увеличиваться.