У семейства ракет-носителей "Ангара" большое будущее. "Ангара" постепенно придет на смену ракете тяжелого класса "Протон", что отправляет российские грузы в космос уже почти 60 лет. Да, "Протон" надежен, но технологии шагнули далеко вперед. "Ангара" собирается из модулей. В ее конструкции заложены варианты ракетоносителя от легкого до тяжелого класса. А значит в будущем при массовом производстве "Ангара" будет дешевле "Протона".
Сейчас полезная нагрузка "Ангары" – 25 тонн, но в будущем она будет увеличена в разы, что значимо для большого космического проекта, который у России впереди – создание Российской орбитальной станции. Она станет альтернативой МКС. По планам первый модуль Российской орбитальной станции может быть выведен на орбиту уже в 2027 году.
Принципиальный момент: у новой российской космической станции орбита будет отличаться от МКС. Если у МКС угол наклонения меньше 52 градусов и космонавты могут видеть лишь 10 процентов территории России – на юге, то у новой орбитальной станции "наклон" дойдет до 97 градусов, что даст полный обзор нашей страны, включая арктическую зону и Северный морской путь. Поэтому и станция будет иметь стабильную связь с наземным комплексом управления.
А еще впереди у "Ангары" — лунные миссии и проект "Сфера" (аналог американской Starlink), предусматривающий запуск более 600 спутников и космических аппаратов для обеспечения бесперебойной связи, включая интернет-доступ, на территории всей России.
Запуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5", без преувеличения, исторический: с территории первого гражданского космодрома страны в космос отправилась первая тяжелая ракета, разработанная в современной России. "Нам предстоит очень много работы с этой ракетой, чтобы обеспечить ее надежность. А ей еще в 2028 году предстоит запускать пилотируемый корабль", — заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов.
"Ангара-А5" – это в первую очередь космический тяжеловоз. Должен прийти на смену устаревшему Протону-М. Носителю, работающему на токсичном гептиле. Топливо новой российской разработки – экологически чистая пара кислород-керосин, что позволяет использовать ее для вывода не только автоматических, но, главное, пилотируемых аппаратов в перспективных орбитальных и межпланетных миссиях.
На Восточном создан стартовый комплекс для ракет-носителей "Ангара" тяжелого класса. С этого пуска начинаются его летно-конструкторские испытания. "Наш стартовый комплекс уникальный – ручные операции исключены на минимум, высокая автоматизация, все контролирует автоматика", — рассказал начальник стартового комплекса «Ангара» космодрома Восточный Руслан Гайфулин.
Наша съемочная группа побывала на комплексе 9 апреля, когда ракета еще была на космодроме. Как говорят на космодроме: "приехали на ноль", то есть к стартовому столу. Высота кабель-заправочной башни 66 метров, а самой ракеты – 55,5. Ее предполетная масса может достигать 773 тонн. Чтобы создать это стартовое сооружение потребовалось больше 2 млн кубометров бетона. Пламя от ракеты отводится по газоходу длиной 40 метров и глубиной 24 метра, что сравнимо с восьмиэтажным домом.
Особенность комплекса в том, что он универсален. Отсюда в перспективе смогут взлетать ракеты тяжелого класса с разными модификациями разгонных блоков, в том числе на основе водородного топлива, работа над которыми уже ведется. Во время этих испытаний "Ангара-А5" вывела на орбиту разгонный блок "Орион", для которого этот запуск тоже стал дебютным.
Ради того, чтобы увидеть старт, в Амурскую область приехали сотни гостей со всей страны. Во время запуска днем 11 апреля все три ступени "Ангары-А5" отработали штатно. На 12 минутах и 26 секундах разгонный блок "Орион" начал выводить на орбиту испытательную полезную нагрузку вместе с "Гагаринцем" – небольшым частным спутником-кубсатом.
Пуск "Ангары" и запуск "Ориона" признаны успешными. И это, заявляют в Роскосмосе, без преувеличения новая веха для российской космонавтики.