Тема:

Главные события 2 часа назад

Пик паводка на Урале и в Сибири еще не пройден. В Кургане счет идет на часы

Крупнейшие за последние 30 лет наводнения обрушились на регионы Урала и Сибири. В наиболее бедственном положении остаются Оренбургская, Курганская и Тюменская области. Пик весеннего паводка еще не пройден. Целые населенные пункты уходят под воду. Десятки тысяч людей вынуждены покинуть свои дома.

Президент России 11 апреля по видеосвязи провел совещание с главами наиболее пострадавших областей, главой МЧС и другими министрами. Глава государства заслушал их доклады, а в конце совещания призвал Минстрой не тратить время, и, где возможно, сразу начинать восстанавливать жилье и инфраструктуру.

– Смотрите, где-то вода не пришла еще, где-то она еще не ушла. Но уже сейчас нужно думать о восстановлении жилья, прежде всего жилья, но и инфраструктуры, конечно. Поэтому не тяните, пожалуйста, заранее к этому подготовьтесь. Заранее, – заявил Владимир Путин.

– Хорошо, – ответил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин.

– Антон Германович, добавите что-то? – обратился президент к главе Минфина.

– Владимир Владимирович, мы на связи с МЧC и Минстроем. Расчеты готовятся. Деньги будут незамедлительно выделены. Ресурсы в Резервном фонде есть, – отрапортовал Антон Силуанов.

– Отлично, – отреагировал Владимир Путин.

В этот же день меры по ликвидации последствий паводков в Уральском и Сибирском регионах обсуждали на заседании правительства. Работа предстоит большая.

"Самое главное – это безопасность наших граждан, обеспечение их всем, что необходимо. И здесь, конечно, очень важно в кратчайшие сроки организовать работы по восстановлению надежного энергоснабжения и возобновлению транспортного сообщения. Также прошу все профильные ведомства оценить возможность компенсировать убытки, которые несут предприятия и организации в подтопленных районах. Особенно сложно там приходится малому бизнесу и сельхозпроизводителям. Предстоит оперативно определиться с мерами поддержки предпринимателей и, что самое важное, довести необходимые средства в срок до пострадавших людей", – подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

*****

За несколько дней Оренбург оброс километрами траншей, насыпей, дамб и валов. От подступающей воды свои дома, кварталы и микрорайоны обороняют мешками с песком, глиной и грунтом. В ход идет любой материал.

"Ночами, до двух часов ночи, наши мужчины выстраивали все эти баррикады, засыпали. Приезжали трактора, технику пригоняли", – рассказывает местная жительница Ксения Осипова.

Есть в этой беспорядочной оборонительной линии и стратегические участки. Там сейчас сконцентрированы самые большие строительные силы.

Импровизированную дамбу вокруг одного из жилых комплексов возводят уже несколько дней. Вода ее постепенно подмывает, строители укрепляют. Сам дом находится на возвышенности, но, если насыпь не выдержит, то под угрозой затопления окажется целый район – он находится ниже.

Сегодня впервые не фиксируется рост уровня реки Урал. По данным с гидропостов, даже наблюдается небольшой спад – на несколько сантиметров за день. Но общей ситуации это, конечно, не меняет. Вода находит новые пути и продолжает затапливать одну улицу за другой.

Наготове сумка с вещами и документами. Эвакуации терпеливо ждет верный пес, который, хоть и боится воды, но остается с хозяином до конца. Мебель и технику вывозить некуда.

"Куда мы вывезем? У меня вот трое родственников в Оренбурге, все трое родственников затоплены. Мне вывозить некуда. Что можно, раскидал по соседям", – говорит оренбуржец Владислав Каневский.

Глубина местами доходит до пяти метров. Именно пригородные и дачные поселки от наводнения пострадали больше всего.

"Просто весь поселок, который был, 600 домов, ушел под воду", – делятся местные жители.

Они проводят экскурсию по тем местам, где совсем недавно стояли их дома. В воде почти не видно дорожных знаков. Не зная местности, чужие не пройдут даже на лодке. Поэтому и полагаются люди только на себя. Эвакуировались самостоятельно, так же сами помогали соседям выбираться из затопленных домов.

"Об имуществе даже не думали. Тут человеческая жизнь прежде всего", – объясняют люди.

Спасали друг друга, поэтому из своих жилищ не успели вынести ничего. Уцелело только то, что смогли поднять на второй этаж.

Горан Илиевски показывает обстановку в доме своего соседа, который ждет журналистов в лодке. Вдвоем они прожили здесь несколько дней, когда начала прибывать вода. Дом Горана видно из окна. Одноэтажный, поэтому из воды торчит только крыша.

"Два месяца назад закончили ремонт, и вот только въехали", – рассказывает Илиевски.

На противоположном берегу Урала ситуация точно такая же. Два отдельных СНТ фактически объединились в один большой поселок с населением около 1000 жителей, которые организовали свой штаб и следят за обстановкой. Посменно заступают на дежурство – обходят территорию на лодке.

Есть и стационарный пост. Евгения с супругом, собакой и котом уже несколько дней живут в палатке на крыше недостроенного гаража. Оборудовали спальные места, даже наладили отопление – пригодились туристические навыки. Теперь наблюдают, как постепенно уходит под воду их дом.

"Спим, готовим, греемся. Животные с нами. Кот вон спит, у него все замечательно. Собака с нами. Куда деваться? Детей отвезли в город к бабушке", – говорит Евгения Передня.

Как и у сотен их соседей по поселку, у семьи это единственное жилье, которое еще очень долго будет непригодно к проживанию, даже когда сойдет вода. Многие строились в ипотеку, ремонт делали в кредит. Поэтому и страховались в обязательном порядке. Но компании уже начали отказывать людям в выплатах.

"У нас есть наши личные средства – это лодки. И мы уже много-много раз пропарывали и потом латаем это все за свой счет. Потому что каждый раз человек приходит и говорит: мне нужно заснять свое домовладение, потому что в очередной раз какая-то страховая требует невыполнимые условия", – рассказывает председатель СНТ Евгений Кавешников.

Механизмы поддержки жителей и выплаты компенсаций на восстановление жилья сейчас формируются. Об этом говорят региональные власти. Значительную часть затрат возьмет на себя федеральный бюджет. Система тоже будет отлажена в ближайшее время. Об этом рассказал глава Минстроя Ирек Файзуллин, который побывал в зоне бедствия по поручению президента.

"По жилью, которому будет требоваться капитальный ремонт, у нас есть федеральная поддержка – это 7000 рублей на квадратный метр. Без поддержки никто не останется. Есть вопросы по СНТ, мы отработаем механизмы", – заверяет министр.

О ликвидации последствий наводнения в Орске, где жители уже могут увидеть степень разрушения своих домов, говорил на встрече с жителями города Александр Куренков. Глава МЧС подчеркнул, что контролировать работу комиссий и ход работ обязательно будут сами пострадавшие.

Власти региона пока оценивают ущерб от наводнения в Оренбуржье более чем в 40 миллиардов рублей, но цифра предварительная и наверняка значительно вырастет. Точный подсчет будет возможен, только когда сойдет вода, а на это может потребоваться несколько недель.

*****

Уже неделю Курган и его окрестности живут в постоянном ожидании большой воды. Волна паводка уже на самых подступах к городу. К ее приходу здесь начали готовиться заранее.

Непрерывно наверх уходят сотни мешков с песком. С их помощью уже удалось нарастить основную девятиметровую дамбу еще на полметра. И это, говорят, далеко не предел.

Местами ее наращивают почти на метр. Работают целыми заводскими сменами, студенческими группами и творческими коллективами.

"Фольклорный ансамбль, поем, я артистка этого ансамбля. У нас списки, мы будем оповещать людей об эвакуации", – говорит артистка Татьяна Бабина.

Под ударом – вся правобережная часть Кургана. Она находится в низине и первой уйдет под воду. Там объявлена превентивная эвакуация.

– Ребятишек уже увезли, остались я и муж. Муж работает на дамбе. Нам имущество некуда возить, мы все подняли на второй этаж, – рассказывает жительница Кургана Светлана Ваганова.

– Это у вас единственное жилье? – уточняет журналист.

– Конечно, единственное, – говорит женщина.

Последний такой паводок в области был ровно 30 лет назад. Архивные кадры 1994-го почти повторяют нынешние. Тогда большая вода дошла аж до центра Кургана, затопив главную площадь. Уровень Тобола поднялся на 10 метров. В этом году ситуация повторяется. Первым удар большой волны принял приграничный с Казахстаном Звериноголовский район.

"Мы проснулись в 5, посмотрели, а она уже у нас в улицу подошла, вышла из берегов, можно сказать, и за одни сутки, даже полсуток, затопила почти до половины", – вспоминает жительница поселка Прорывной Пелагея Ротмистрова.

Сейчас волна паводка пошла дальше по реке, угрожая непосредственно областному центру и мостам через Тобол. Чтобы весь массив воды прошел свободно, сотрудники МЧС приступили к расчистке русла. Задача – убрать с пути реки все старые бревна и сухие ветки, которые могли бы создать нежелательную естественную дамбу, что, в свою очередь, могло бы привести к накоплению большого объема воды и угрозе разрушения моста.

На земле в подтопленных районах идет вакцинация населения и личного состава МЧС от гепатита А. За тем, как движется паводок и какие поселения могут оказаться на его пути, спасатели непрерывно смотрят с беспилотников и вертолетов.

Часть подразделений следит за уровнем Тобола прямо с его акватории. Параллельно спасатели наращивают песчаные и разворачивают водоналивные дамбы.

Укладка началась еще за полночь. Всего будет развернуто 2 километра рукавов высотой под метр. Не спят вместе со спасателями местные. В благодарность за помощь приносят свежую домашнюю еду.

Напряженной ситуация остается в Тюменской области. Там также ожидают резкого подъема воды в реках Ишим и Тура. Сейчас идет укрепление старых заграждений и отсыпка новых.

Считать ущерб в Курганской области пока рано – сначала надо дождаться пика главной волны. Счет идет едва ли не на часы.