Уже и лужи высохли после мощнейшего ливня, который обрушился на ОАЭ 16 апреля, а российские туристы, заложники транспортного коллапса в аэропортах Дубая и Абу-Даби, до сих пор разыскивают утерянный в суматохе перевозчиком багаж.
"Обнаруживаем, что у нас один чемодан приехал. Акт составлен на один чемодан, второго чемодана нету. Я уже не выдерживаю, потому что во втором чемодане, который мне не доставили, у меня медикаменты, которые мне необходимы. Я просто рыдаю", – переживает пострадавшая Алена Пахтусова.
Больше недели потребовалось авиакомпании Emirates, чтобы доставить утерянный багаж в Москву. Несколько дней назад отчитались перед клиентами: все их чемоданы уже в Домодедове. Но аэропорт выдавать их не спешит. Сумки, многие из которых попали под тот самый ливень, тухнут, вещи и продукты в них портятся.
"Прилетел этот багаж, он у нас уже шесть или семь дней, и до сих пор он никак не может ко мне доехать. У кого там, к сожалению, манго, который, естественно, испортит весь багаж, у кого-то таблетки важные. У меня, например, там сыр, благо твердый, я надеюсь, что максимум, что будет, – плесень. И хотя бы это не испортит все мои вещи, которые лежат в багаже", – надеется другая пострадавшая Виктория Елфимова.
В качестве извинений авиакомпания предлагает доставить чемоданы до дома с курьером, но только в тех городах, где есть ее представительство. Сколько ждать доставки, тоже неясно. Многие выбирают самим ехать в аэропорт.
"Ну, мы просто уже не можем ждать, потому что никуда не уйти, ничего. Потому что доставка тоже непонятно когда. У нас там ананасы. Но это еще ничего потому что люди некоторые рыбу оттуда, оказывается, везли, марлина", – рассказывают туристы.
Выдача багажа в аэропорту занимает несколько часов. Но после почти двух недель ожидания пассажиры уже готовы потерпеть еще немного.
В окно из-под опущенных штор видно, что комната розыска багажа буквально забита чемоданами. Неприятного запаха через стекло не чувствуется, но видно, что многие сумки в плохом состоянии – под ними лужи.
Авиакомпания сложившуюся ситуацию не комментирует. В аэропорту объясняют: делают все возможное, даже дополнительно сотрудников вызвали в выходные.
"За прошедшие сутки 28 апреля более 80 пассажиров получили свои чемоданы и сумки, в том числе пассажиры рейсов, следовавших из Дубая в другие аэропорты столицы. Багаж иногородних пассажиров, летевших трансферными рейсами, отправляется к месту назначения силами авиакомпании. Посторонние запахи в помещении хранения багажа отсутствуют", – заявили представители авиаперевозчика.
Юристы объясняют: рассчитывать на компенсацию пассажирам не стоит. Закон дает авиакомпании три недели на розыск багажа. Вернуть могут разве что стоимость предметов первой необходимости, которые пассажир вынужден был купить, оставшись без вещей. По истечении трех недель багаж считается утраченным, но, если все же находится, но сильно поврежденным – тоже. В этом случае компенсация возможна.
"Если багаж не был задекларирован, в таком случае возмещение происходит в зависимости от его веса. По нашим российским нормам это 600 рублей за один килограмм. То есть при среднем весе багажа 20 килограммов будет положена компенсация около 12 тысяч", – разъясняет руководитель общественной организации "Турист прав" Михаил Житнухин.
Если испорчены или утрачены были более ценные вещи, придется искать доказательства, проводить экспертизу, обращаться в суд. Но на это мало кто решается. Последняя похожая история произошла три года назад. Тогда в Шереметьево приземлились сразу семь рейсов Turkish Airlines без багажа. В прохладную московскую осень пассажиры выходили раздетыми. Авиакомпания отделалась извинениями.
В аэропорту Домодедово просят относиться к ситуации снисходительно, все-таки первопричина – природный катаклизм. И напоминают, что приезжать в терминал стоит только после того, как получили информацию о готовности багажа к выдаче.