Тема:

Ситуация на Украине 15 минут назад

Киев придумал PR-ход в связи с нелегитимностью Зеленского

Закончился пятилетний срок президентства Владимира Зеленского. На Западе придумали PR-ход, чтобы показать окружающим, что Зеленский все еще действующий глава государства и с ним продолжают общаться на высшем уровне политики Европы и США.

В желтом плаще из синего вагона утром 21 мая на киевский перрон вышла министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок. Следом за ней из Германии на Украину поставили очередную партию оружия: десять танков Leopard 1 ранней модификации, одна установка ПВО IRIS-T, три РСЗО HIMARS, несколько единиц инженерной техники и машин разминирования.

Но немецкая пресса все равно осталась недовольна визитом главы МИД: Бербок приехала в Киев с пустыми руками. Возможно, поставки оружия скудны от того, что международная коалиция по поставкам средств ПВО, которую пытается координировать Германия, все как-то не складывается, несмотря на призывы.

"Лучшая защита от российского ракетного террора – это укрепление украинской противовоздушной обороны, поэтому на данный момент это является для нас абсолютным приоритетом", – заявила глава МИД ФРГ во время визита в Киев.

Впрочем, для Бербок все-таки есть смысл в седьмой раз за два года ехать в Киев даже с почти пустыми руками именно 21 мая. Суть визита заключался в необходимости оказать поддержку лично главе киевского режима Владимиру Зеленскому, который в эту дату теряет легитимность в связи с истечением конституционного срока полномочий, и встречает гостью уже в статусе "псевдо-президента Украины".

По этой причине срочно нужен был какой-то PR-ход. Придумали – награждение. Зеленский вручил Бербок орден Ярослава Мудрого.

Министр иностранных дел Германии планировала посетить и Харьков. Однако эта поездка куда опаснее, чем визит в Киев, где можно целенаправленно бегать по бомбоубежищам, чтобы это сняли на камеры и кадры появились в СМИ. По этой причине все ограничилось столицей Украины, и о каком-то практическом результате визита, если не считать таковым очередную порцию проклятий в адрес России, говорить не приходится.

Напротив, на неделе начали проявляться последствия визита в Киев госсекретаря США Энтони Блинкена. Это заключалось в резком сужении повестки дня так называемой "мирной конференции" в Швейцарии, намеченной на середину июня. Вашингтон через Блинкена велел вычеркнуть из планировавшейся к обсуждению "формулы Зелинского" весь бред про капитуляцию России. В итоге от нее осталось три второстепенных пункта: ядерная безопасность, обмен пленными и порядок судоходства в Черном и Азовском морях. Собственно, то, что в наименьшей степени может отпугнуть нейтрально настроенных лидеров стран от участия в этом фарсе.

Западу кровь из носа нужна массовка на швейцарском саммите, посвященном Украине и больше ничего. В частности, президента Финляндии Александра Стубба "посадили на телефон", чтобы обравнивать страны Глобального Юга с просьбой прислать хоть кого-нибудь. Даже статус конференции Запад уже не волнует. Стало известно, что Байден вместо Швейцарии поедет в Голливуд – собирать деньги на предвыборную кампанию. Вице-президент Штатов Камала Харрис – тоже не появится, ее вообще стараются поменьше показывать публике.

Пропустить "мирный саммит", возможно, придется и премьер-министру Британии Риши Сунаку: внезапно выяснилось, что и у него время швейцарской конференции совпадет с самой горячей предвыборной порой. Консерваторы, которые, по оценке Bloomberg, оставляют страну в наихудшей финансовой ситуации за последние 70 лет, наконец решились назначить дату голосования. Как говориться, перед смертью не надышишься.

"Ранее сегодня я говорил с его величеством королем, чтобы попросить о роспуске парламента. Король удовлетворил эту просьбу, и 4 июля состоятся всеобщие выбор", – сообщил Сунак.

Второй итог визита Блинкена в Киев значительно важнее первого. Как пишет The New York Times, госсекретарь просит Байдена снять любые ограничения на использование Украиной американского оружия, чтобы бить вглубь территории России. Эту тему синхронно раскачивали также британцы и поляки.

24 мая к ним подключился генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

"Для союзников пришло время подумать, не следует ли им снять некоторые ограничения, которые они ввели на использование оружия, переданного ими Украине. Эти ограничения серьезно влияют на возможности страны использовать это оружие по оборонительному назначению", – заявил Столтенберг.

Иными словами, Украина должна получить возможность наносить удары ракетами ATACMS туда, куда они раньше не прилетали – в глубину России за пределами зоны специальной военной операции (СВО) по любым военным объектам.

В то же время, в интервью, британской Guardian министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявляет следующее.

"Американцы сказали русским, что если будет применено ядерное оружие, даже если оно никого не убьет, мы поразим все ваши цели на Украине обычным оружием. Мы уничтожим все", – пригрозил Сикорский.

Когда американцы взорвали российские газопроводы "Северные потоки", Сикорский в соцсетях написал: "Спасибо, США!". Видимо, за это его одернули и он удалил свое откровенное и провокационное сообщение.

Но издание Guardian ничего удалять не будет. Мысль о том, что США должны прямо вмешаться в конфликт, в случае, если Россия применит ядерное оружие, осенью 2022 года вбросил отставной американский генерал Бенджамин Ходжес. Ее потом пережевывали разные военные аналитики, но на официальном уровне Пентагон таких вариантов ответа публично не формулировал. Почему поляк Сикорский, а не уполномоченный на такие заявления министр обороны США Ллойд Остин, в крайнем случае – Блинкен, оказывается первым, облеченным какой-то властью человеком на Западе, который берет на себя такую миссию. Потому что он либо дурак, либо полезный дурак, которого хозяева отрядили предупредить мир о том, что очередной раунд повышения ставок неизбежен. Еще один путь эскалации, который начинают активно обсуждать – создание бесполетной зоны силами ПВО НАТО, которые могли прикрыть хотя бы западные области Украины. В этом случае пуски ракет перехватчиков с самолетов и наземных систем производились бы с территории Польши или Румынии.

У идеи по поводу создания бесполетной зоны явных противников на данный момент больше, чем у бесконтрольного применения Киевом западного оружия по российской территории.

"В этом случае мы были бы непосредственно вовлечены в войну, поэтому Европа и США сказали "нет". Нет никакого здравого смысла в том, чтобы сейчас говорить: давайте все же это сделаем, но может быть на 70 или на 100 км воздушного пространства. Мы должны сконцентрироваться на поддержке Украины, но мы сами не хотим стать стороной войны и не станем ею. Ни мы, ни Европа, ни США", – пояснил канцлер Германии Олаф Шольц.

Возможно, нужно быть канцлером ФРГ, чтобы иметь 100% уверенность в неготовности США сжечь свои европейских сателлитов – поочередно или всех сразу – в прямом столкновении с Россией.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, к слову, совершенно не уверен в неготовности США настолько, что дал поручение пересмотреть формат венгерского участия в структурах Североатлантического альянса.

"Идет серьезная работа над тем, как Венгрия может существовать в качестве члена НАТО, не участвуя в операциях альянса за пределами его территории", – рассказал Орбан.

История знает вариант одновременного существования в НАТО и вне ее. В 1966 году лидер Франции Шарль де Голль вывел свою страну из военной организации Альянса, оставаясь при этом в рамках политической. И только президент Николя Саркози в 2009 году возобновил полноценное участие государства во всех натовских штабах. Возможно, такой вариант подойдет и для Венгрии, которая продолжает создавать Брюсселю трудности и на другом антироссийском треке – санкционном. До июля Еврокомиссии очень надо протолкнуть 14 пакет рестрикций, где могут быть прописаны ограничения на импорт СПГ из России. После начинается полугодовое венгерское председательство, которое может временно заморозить процесс. Также форсированными темпами на неделе шло обсуждение способов воровства замороженных на западе российских денег.

"Цель состоит в том, чтобы иметь безопасный способ для финансирования Украины", – уточнила министр финансов Франции Брюно Ле Мэр.

То есть способ должен быть такой, какой не отобьет у иностранных инвесторов желание вкладывать деньги в Запад и хранить там свои сбережения. Способов таких в природе не существует, но они все равно пытаются изобрести. На руках у них есть два, как им кажется, рабочих варианта: первый – направить киевскому режиму только доходы от замороженных активов, по году – это около 3 миллиардов евро. Первые изъятия средств из европейских банков намечены на июль.

Второй вариант – использовать все российские активы, как залог под кредитование Украины. Таки образом, относительно быстро Европа сможет оформить займ на 50 миллиардов евро, но, с другой стороны, это значительно больше похоже на конфискацию, потому что Украина банкрот и заранее понятно, что никому никогда никаких денег она не вернет, и сумма залога должна будет перейти в распоряжение кредиторов. На это решиться сложно.

5 миллиардов долларов – арестованные в США и 260 миллиардов, которые находятся в Европе, величины не сопоставимые, соответственно – и риски тоже, но, похоже, Вашингтон продавит союзников. Точно также, как и на торговую войну с Китаем. США не скрывают, что это будет второй главной темой на встрече Большой семерки в Италии.

"Президент Байден ясно дал понять, что он будет принимать меры в защиту американских рабочих и компаний. И на прошлой неделе Соединенные Штаты объявили о стратегических и целенаправленных шагах в ключевых секторах в ответ на нечестную торговую практику КНР", – заявила министр финансов США Джанет Йеллен.

США ввели запретительные пошлины на импорт китайских электромобилей, батарей и ветрогенераторов. Теперь они хотят, чтобы то же самое сделала Европа. Немецкое правительство имело наглость возразить – мол, значительная часть электрокаров, произведенных в Китае – это европейские марки, например, Volkswagen. На неделе министр финансов США Йеллен удостоилась степени почетного доктора Франкфуртской школы экономики, и использовала ее трибуну для чтения нотаций Шольцу на тему о необходимости общего ответа на промышленную политику Китая.

О том, что этот ответ будет исключено в американских интересах, канцлер, возможно, догадывается.