Стриптиз поневоле: нижнее белье выпускницы демонстрируют, чтобы пройти в школу на ЕГЭ по русскому языку. У рамки металлодетектора – строгий контроль.
"Я без телефона, без всего. Но у меня сережки, у меня пирсинг, я этого не отрицаю. Прохожу опять. Я уже сняла сережки. Опять пищит. Разворачивают. И так всех подряд", – поясняет выпускница Аня.
Бижутерия, пятирублевая монетка на счастье, значки и брелоки. Это все требуется выложить из карманов. И не только это. Дети срывают металлические бусины с одежды. Но рамка металлодетектора не унимается.
"Я уже кричу, – рассказывает выпускница Яна. – Говорю: мне что сделать, может трусы с бюстгальтером снять? Мне говорят – делай, что хочешь, но ты должна пройти, чтобы ничего не пищало. В итоге мне пришлось выйти на крыльцо и снять бюстгальтер. На пороге, на крыльце. Я еще специально в руках его несла. Я думаю, если камеры где-то есть, то пусть это на камеры все запишется. Бюстгальтер был в руках".
У девочек начинается истерика, они не понимают, в чем дело. Ведь телефона и каких-то запрещенных предметов у них нет. Но даже металлические застежки на нижнем белье вызывают сигнал тревоги.
"Я стою, жду своей очереди на металлоискатель, а директриса просто берет и начинает меня трогать. Без разрешения, без всего, просто начинает трогать. В итоге мужчина, я не знаю кто он, учитель физкультуры или ОБЖ, просто не давал мне забрать свой бюстгальтер. Он просто говорил, что это не положено", – добавляет красок к этой истории со сдачей ЕГЭ в воронежской школе выпускница Вика.
После пережитого стресса выпускникам было сложно сосредоточится на экзамене. Они пришли домой и расплакались.
"Когда она пришла домой, она мне все рассказала, – говорит о дочери мама выпускницы Светлана Переславцева. – Я, конечно, в ужасе. Успокаивала. И вечером мы с ней долго не могли уснуть. Дома у меня давление поднялось".
За медицинской помощью в школе обратился только один ребенок с высоким давлением. Но, по мнению психологов, пережитый стресс может иметь и отсроченное действие.
"На территории России особые правила действуют по отношению к детям до 18 лет. И досмотр может проводиться только лицами, которые прошли специальное обучение и имеют соответствующие полномочия", – подчеркивает психолог, практикующий психотерапевт, социальный педагог-психолог Алексей Мурзанов.
Родительские чаты кипят от возмущения. В них требуют найти виновных. Скандал в Воронежской школе быстро перерос городской уровень. Сегодня его уже обсуждали в Государственной думе.
"Задумайтесь, – предлагает спикер Думы Вячеслав Володин. – Мы все тоже родители. И как отреагирует каждый из вас, если ребенка будут раздевать. Кто это придумал? Кто разрешил? Приглашайте уполномоченного по правам человека, мы его с вами назначаем. Если у вас не хватает инструментов влияния, мы от вас ждем, чтобы комитет по просвещению, особенно в дни проведения экзаменов, практически в круглосуточном режиме мониторил ситуацию и спрашивал с тех, кто такие перегибы допускает".
Администрация учебного заведения объясняет строгость предэкзаменационного досмотра полученными инструкциями. Так здесь поняли циркуляр про особые меры безопасности.
Руководитель ППЭ в школе №62 Марина Киреева поясняет, что, с учетом методических рекомендаций, ребенку предлагается предположить, что вызывает сигнал тревоги, а затем этот предмет продемонстрировать.
Среди тех, кто стоял на школьном фейсконтроле, был и учитель ОБЖ Дмитрий Скляр. Он уверяет, что детей никто и пальцем не трогал. Просто не пускали в здание, если что-то пищит.
"Если рамка реагирует, я прошу выпускников вернуться, устранить нарушения, потому что возможно у них какие-то запрещенные предметы, – рассказывает Дмитрий Скляр. – Они устраняют (возможные нарушения) и возвращаются через рамку. Если нарушения нет, они проходят в пункт (проведения экзамена), если нарушения – снова прошу их вернуться и устранить нарушения. Все. Мой функционал на этом закончен. Больше никаких действий я не совершаю".
Про этические нормы в инструкции ничего не говорится. Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова предложила дать возможность школьницам, прошедшим через унизительный обыск, пересдать ЕГЭ. От парламентариев же идет инициатива собрать всех региональных руководителей образования.
"События, подобные воронежскому, могут случиться где-то еще от переизбытка желания контролировать наших детей. Сегодня было обещано провести большую видеоконференцию, куда пригласят всех региональных министров, чтобы вообще понимать, а как такое могло произойти, – добавляет председатель комитета по просвещению Нина Останина. – Это для того, чтобы дальше дети могли спокойно сдавать единый госэкзамен".
Свою оценку произошедшему в школе №62 готовятся дать Следственный комитет и прокуратура.
"Следователями выполняется комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам данной ситуации будет дана надлежащая правовая оценка и принято процессуальное решение", – заявляет и.о. старшего помощника руководителя Следственного управления СК России по Воронежской области Елена Андрикевич.
Через два дня в воронежской школе будет проходить очередной ЕГЭ, в этот раз по математике. Но девочки, пережившие унижение, теперь боятся на него идти. Вдруг снова будет обыск с пристрастием и месть за поднятую шумиху. А их родители тем временем собираются написать заявление в прокуратуру, чтобы оценить законность действий администрации учебного заведения.