Тема:

Ситуация на Украине 2 часа назад

Виктор Медведчук: бывший президент Зеленский узурпировал не только исполнительную, но и законодательную власть

Зеленский – нелегитимный президент, перетянувший на себя полномочия Верховной рады, пишет в своей колонке на "Смотрим" председатель Совета движения "Другая Украина" Виктор Медведчук.

Вопрос, кто сегодня на Украине власть, является крайне запутанным. По законодательству все понятно. В соответствии с Конституцией государственная власть на Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

Конституционный Суд Украины в решении от 24 июня 1999 года № 6-рп/1999 определил, что целью функционального разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции Украины) является разграничение полномочий между различными органами государственной власти и недопущение присвоения полноты государственной власти одной из ветвей власти. То есть, ни одна из ветвей власти, согласно Конституции, не может себе присвоить полномочия другой. А если одна ветвь власти тянет одеяло на себя, то она разрушает государственный строй, уничтожает страну, поскольку полномочия забираются не только у других ветвей власти, но и у народа. Статьей 5 Основного закона Украины констатировано, что носителем суверенитета и единственным источником власти на Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть разделение ветвей власти нужно для того, чтобы власть в целом выполняла волю народа, а не народ выполнял волю власти, как это происходит при диктаторских режимах.

Осуществление государственной власти благодаря определенной Основным законом Украины системе сдержек и противовесов обеспечивает стабильность конституционного строя, предотвращает узурпацию государственной власти и узурпацию исключительного права народа определять и изменять конституционный строй на Украине (решение Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 года № 5-р/2019).

В силу статьи 75 Конституции Украины единственным органом законодательной власти на Украине является парламент — Верховная Рада Украины. Она же остается легитимной тогда, когда полномочия президента Украины истекают. Поэтому Зеленского 21 мая 2024 года в руководстве страны должен был сменить Стефанчук. Только вот Зеленский и руководитель Офиса президента Ермак плевали не только на Стефанчука, а на всю законодательную власть в целом, и Стефанчук подобное отношение к ветви власти, которую он возглавляет, вполне поощряет. И дело тут не только в передаче полномочий, Стефанчук сдал Офису президента Верховную раду значительно раньше. Задолго до 21 мая 2024 года Зеленский с Ермаком нарушили процедуру работы с ВРУ, чем, собственно, пустили под откос работу законодательной ветви власти. В пункте 29 части 1 статьи 106 Конституции Украины предусмотрено, что глава государства "подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины", а согласно пункту 30 части 1 этой статьи президент Украины "имеет право вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Украины) с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной радой Украины". Таким образом, Конституция Украины предусматривает единственный возможный случай неподписания президентом Украины закона, принятого Верховной Радой Украины —применение права вето и возвращение такого закона парламенту на повторное рассмотрение.

Анализ законодательства свидетельствует, что Зеленский, находясь на посту президента Украины (2019-2024 гг.), нивелируя конституционный статус парламента как представительного и единственного законодательного органа в государстве, не подписал и не вернул на повторное рассмотрение парламента 32 закона Украины, принятых Верховной Радой Украины, тем самым узурпировал и присвоил полномочия законодательного органа власти. Получается, что ВРУ приняла голосованием 32 закона, а Зеленский их просто выбросил на помойку, проигнорировал. И тут либо Ермак не дал их на подпись Зеленскому, либо Зеленский не подписал, при этом, согласно законодательству, не наложил вето и не вернул на доработку.

А это уже не оплошность. Руководитель Офиса президента Украины подает на подпись президенту Украины проекты указов, распоряжений президента Украины, законы Украины, поступившие на подпись, проекты предложений президента Украины к законам для применения в отношении них права вето (подпункт 2 пункта 12). Таким образом, именно на руководителя Офиса президента Украины возложена обязанность контроля за соблюдением сроков конституционной процедуры подписания президентом Украины законов, принятых Верховной радой Украины.

Приведенные обстоятельства указывают на факт сговора Зеленского с руководством Офиса президента Украины в лице Ермака по совершению противоправных действий, направленных на узурпацию полномочий законодательной ветви власти и исключительного права народа определять и изменять конституционный строй, что имеет признаки конституционного переворота и установления диктатуры.

Получается, что Зеленский с Ермаком перетянули на себя полномочия законодательной власти. Они решают, какие документы, за которые проголосовал парламент, могут исчезнуть без следа и официальной реакции президента, а какие будут официально рассмотрены. Таким образом, законодательную власть, то есть Верховную раду Украины, поставили в подчиненное положение Офису президента, и потому она теперь не может взять на себя полномочия управления страной, хоть и имеет на это право.

Главный вопрос, что это наказуемо. Такие действия Зеленского и Ермака охватываются диспозицией части 1 статьи 109 УК Украины, а именно: действия, совершенные с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор о совершении таких действий. Таким образом, Зеленский и Ермак должны быть привлечены к уголовной ответственности за узурпацию законодательной власти Украины.