В несгущающихся июньских сумерках, над тихим прудом и усадьбой с ее столетними липами звучат строки великой пушкинской поэзии и, растворяясь, замирают в воздухе звуки музыкальной классики, будто ставшей частью этих стихов.
Концерт "Отражение" в Большом Болдине – там, где Пушкин жил наездами и так щедро для всех нас творил – собрал на одной сцене любимых всей страной артистов. Художественный руководитель Юрий Башмет, на столь многие сцены в жизни выходивший, говорит что эта в его жизни во всех смыслах особенная.
"Чувство будет посильнее, чем посетить Зальцбург, где родился Моцарт. Представляете, здесь ходил Пушкин, тут он стоял, гулял. Трудно осознать такое счастье", – восхищается Башмет.
Небо кажется опрокинутым в зеркало усадебного пруда, где разместили сцену, с которой ведущие – Дарья Златопольская и Андрей Малахов – словно приглашают каждого в пушкинскую эпоху.
"Пушкин не только наш современник, он современнее любого из нас, то есть ты читаешь Пушкина и сам осознаешь уровень понимания оценок, точности ситуаций, явлений людей. Это настолько удивительно, что ты в любой ситуации можешь соотнести себя с Пушкиным", – призналась Златопольская.
Но почему все же "Отражение" столь необычное на первый взгляд название концерта? Дело не только в физическом эффекте, когда гладь большого пруда несет на себе отпечаток всего того, что происходит на открытой сцене. "Отражение" – это скорее про связь времени: прошлого и настоящего культуры нашей страны через великую фигуру Пушкина.
Пушкин – человек-вселенная. Не только поэт, но и широчайший национальный мыслитель. Один из отцов доктрины "русского мира".
"Тогда только начинали говорить о русском мире, но он считал, что будущее русского мира в объединении славянских народов. И Пушкину принадлежат слова о том, что славянские ручьи сольются в русском море", – сказала Галина Седова, доктор филологических наук, член Союза российских писателей, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Россия для поэта – главный мотив размышлений. Высокое предназначение страны Пушкин видел в исторической жертве, принесенной ею ради спасения европейской цивилизации. Именно здесь, в Болдине, в маленьких трагедиях родятся многие образ-метафоры исторических судеб Отчизны. Среди которых "гибельный восторг", о котором через столетие споет уже другой поэт.
"Грандиозно, что это состоялось. Это так нужно и важно для всех. Это же моя область, Нижегородская, где я родилась. Я здесь никогда не была. Благодаря Александру Сергеевичу я оказалась здесь", – призналась Ирина Пегова.
"Что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько вздумается, пиши сколько хочешь", – прочитала Римма Фомина, заведующая Музеем-усадьбой в Болдино, отрывок из письма Александру Сергеевичу П. А. Плетневу.
За пять в общей сложности "болдинских" месяцев поэт напишет здесь свыше 60 своих лучших произведений. Так много и столь важного о России не сказал, пожалуй, никто.
"Именно потому мы 225 лет возвращаемся к творчеству Александра Сергеевича, потому что еще не все знаем. И там искать и искать. И в себе, и в поэте", – отметил Константин Хабенский.
Пушкин – традиционалист и государственник, чьи предки по отцу носили в себе кровь Рюриковичей и служили еще в дружине Александра Невского, а по матери были опорой дому Романовых. Знаменитый наперсник Петра Великого Ибрагим Ганнибал – главный военный инженер Российской империи.
"Учебник по геометрии и фортификации в двух томах, который прадед Пушкина написал по заданию Петра I. Учебник начинается с дарственной надписи. Вот Абрам Петров. Тогда был Абрамом Петровым по имени Петра Великого. Ганнибалом он стал во времена Анны Иоанновны, когда "бироновщина" настигла всех птенцов Петра Великого", – сказала заведующая-хранитель Музея-усадьбы предков Пушкина Ганнибалов Любовь Козьмина.
Так что и по происхождению, и по воспитанию – ведь Царскосельский лицей место, где готовили новую элиту России для управления державой – Пушкин поэт имперского сознания. Он решительно осуждал клеветников России. И за пределами Отечества, и собственных, "доморощенных". Как, например, Радищева, с его едкой критикой России. Про таких поэт говорил, что "русского ничего в них нет, кроме имен".
"Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он… Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет любви", – писал Пушкин в очерках "Александр Радищев" и "Путешествие из Москвы в Петербург".
"О чем бы он ни говорил: о детях, о любви, о политике – он говорил так свободно, искренне и с такой "моцартовской легкостью", – отметил Евгений Миронов.
А вот его уже ставший каноническим ответ другому видному либералу и демократу Чаадаеву, назвавшему историю России "мрачным и тусклым существованием".
"Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал", – парировал Пушкин.
"Это просто эталон культуры, чести, достоинства, это гордость России. Это судьба народа, лучшее, что есть в мире, можно только гордиться. У нас не отнять его и его величайший язык", – подчеркнул Станислав Любшин.
"Я благодарна этому вечеру, этой прекрасной компании и замечательной команде, которая все делает. Мне кажется, эта пронзительная, чистая нота звучит, которая не может не волновать", – отмечает Марина Неелова.
"Живой Пушкин проявился в птицах, листочках, которые просто невыносимо красиво летали полконцерта, лягушки которые свой концерт устроили. И в этом дыхании природы появился свой озорник Пушкин", – сказал Евгений Ткачук.
Доступный каждому гений – и нет выше этой гениальности. Поэт, не изрекающий высокие истины с каменной серьезностью, а изящный балагур, очаровательный озорник из гущи народной жизни.
На ярмарке в Пскове Пушкина видят в красной рубахе и таких же штанах. В обеих руках держит по апельсину. Так сдавливает их, что сок течет по одежде, и тамошний капитан-исправник делает ему замечание: мол, неприлично благородному лицу так себя вести. Пушкин смеется.
Этот чистый пушкинский смех звучит в каждой его странице.
Он певец гармонии и счастья. В пику всем, кто столетиями пытался, да только не смог сбросить поэта с корабля современности. О загадке этого дара поэтического бессмертия рассуждал в публицистическом этюде "Колеблет твой треножник" один из главных писателей столетия Александр Солженицын, отрывок из которого прочитала Наталия Дмитриевна Солженицына.
"Я не артист, я просто читала прозу любимого человека о другом любимом человеке", – отметила Наталья Солженицына.
Грандиозный концерт "Отражение" – ярчайший символ современности Пушкина, который продолжает жить в каждом из нас.
"Он просто часть нашей души и вот сегодня я не знаю, в чем дело, атмосфера места, может быть, люди, зрители, красота. Вся та самая гармония, которая была присуще этому поэту", – подмечает Ирина Купченко.
"Это русский гений и хочется его как-то не подвести, и дальше развиваться в эту сторону. Не использовать его как штамп, а сохранить в себе живым", – признается Полина Агуреева.
Живой Пушкин и сегодня первый поэт страны и главный символ России. Гений дивной красоты.