В Суздале к 1000-летию города проходит уникальная выставка

Суздаль, древнерусский город, в этом году отметит большую дату – тысячелетие с момента основания. Отсчет ведется с первого упоминания города в летописях. К празднику в Суздале открылась большая выставка – "Русский феникс. Суздальская земля", на которую только из московского Кремля было доставлено более сотни экспонатов.

Суздаль сегодня – это настоящий город-музей под открытым небом, живой город-памятник, где к истории Древней Руси можно прикоснуться руками буквально на каждом шагу. Утопает в зелени, переливается золотом куполов, петляет, когда-то полноводной, а сегодня – небольшой, извилистой речкой Каменка. Город, побывав в котором однажды даешь себе слово обязательно вернуться.

"Суздаль слишком богат, чтобы уложить в одно предложение, — говорит историк-краевед Валерий Царев. — Во-первых, отсюда пошел великорусский этнос. Во-вторых, здесь нулевой километр современной российской государственности. Суздаль — первая столица России, когда при Юрии Долгоруком появилось независимое Суздальское княжество. А дальше пошла вся история российская отсюда".

Колыбель русской истории, Суздаль – отмечает тысячелетие. Подарок к юбилею города — грандиозная выставка двух музеев, Московского Кремля и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, – "Русский Феникс".

"Суздаль горел, уничтожался и возрождался как волшебная птица Феникс из огня, и становился все более прекрасным, — говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Я должна поблагодарить всех-всех реставраторов одной и другой команды, которые приложили большие усилия не только для того, чтобы привести все вещи в порядок, но и представить их, поместить в витрины так, чтобы они были представлены вам наиболее выраженно".

В экспозиции более 240 предметов. Коллекции представлены воедино и рассказывают историю Суздаля: времена расцветов и разорений. Период нашествия хана Батыя представлен пронзительно: обожженный образ Святого Саввы – икона, не больше ладони, спасенная из пожара.

"Для нас эта выставка имеет колоссальное значение, конечно. Это такой основной подарок, — рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева. — Возможность объединить в одном месте, фактически в рамках одной экспозиции, две коллекции уникальных памятников".

1024 год – первое упоминание в летописи, но крепостью Суздаль был задолго до этого. Земля бережно хранит историю, в границах города-заповедника любые строительные работы сопровождаются археологическими. Каждый сезон приносит открытия.

"Очень часто мы находим больше предметы бытового круга, — говорит ведущий специалист Центра археологии при ВЛГУ Даниил Кабаев. — Предметы, которыми люди пользовались, какие-то инструменты, посуды и тому подобное. Это вот как раз предметы, которые формируют наше представление об образе жизни населявших Суздаль 900 лет назад. Какие ремесла процветали, какая может быть еда, как они ее готовили".

Стекляные браслеты, гребни, иконы и нательные крестики – предметы бытования рассказывают едва ли не больше, чем летописи. "Любой археологический предмет, главная его ценность – это всегда новое историческое знание, — поясняет Кабаев. — Это как раз вот предметы, которые говорят о том, что суздальцы занимались рыболовством. Это грузила для сетей".

Суздаль хранит свою самобытность и возвращает утраченное. Настоятельский сад – место, обычно скрытое от глаз прихожан, готовится принять туристов. Спасо-Евфимиев монастырь – не действующий, сегодня здесь работает музей.

"Это самая сакральная часть монастырского сада, — рассказывает Олег Рыжков, заместитель директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по научной работе. — Вот здесь за моей спиной находится один из главных символов этого – древо спасения, в нашем случае это клен. И поэтому мы пытались передать вот эту атмосферу уединения, продолжения молитвенного служения".

Галереи берсо скоро затянет листва. Восстановлены беседка, цветочный партер. Его узоры повторяют росписи на стенах Спасо-Преображенского собора. Молитва "О Всепетая" разливается по храму и поднимается к сводам. Мужской хор Спасо-Евфимиевого монастыря – голос Суздаля.

"Суздаль славится тем, что люди хотят сюда возвращаться. Когда ты въезжаешь в город, время останавливается, ты въезжаешь по этим старинным дорогам, ты проходишь мимо этих древнейших монастырей и храмов, понимаешь, что по этим тропинкам ходили в то же время какие-то святые люди, тот же Евфимий Суздальский", — говорит Антон Пахомов, руководитель мужского хора Спасо-Евфимиева монастыря.

Юлия приехала в Суздаль из Петербурга в командировку. Одну, вторую — и поняла, что хочет здесь не только работать – жить Сейчас восстанавливает дом конца XIX века, где будет находится центр искусств Владимирской школы живописи.

"Город меня укусил, как я это называю. Для меня очень важен воздух, он имеет какую-то свою плотность. И возможность увидеть перспективу. То есть понятно, что в Петербурге есть простор Невы, Финский залив, вот это все. Но здесь есть вот это ощущение дали. Смотровая около Спаса- Ефимова монастыря — там вид космос, особенно на закате", — рассказывает архитектор-дизайнер Юлия Коровина.

Крутой берег речки Каменка, на котором, как крепость, высится Спасо-Евфимиев монастырь. Пожалуй, главная смотровая площадка города. Вековые стены притягивают и гостей, и жителей. Место силы, виды с которого открываются головокружительные.

Совсем другим Суздаль видится с реки. Каменка делит его на две части. Один берег – обрывистый, холмистый, другой – пологий, на нем простираются бескрайние просторы. А еще по Суздалю важно ходить пешком, чувствовать его под ногами, и даже позволить себе потеряться, плутая суздальскими козьими тропами и любуясь домиками с резными наличниками.

Многие дома Суздаля украшают работы резчика по дереву Анатолия Привезенцева. В этом доме жил он сам, в подвале была мастерская. "Это все папа, его эскизы, резьба, его любимое дело, — рассказывает дочь мастера Татьяна Андреева. — Такой наличник папин возили во Францию, наш музей в свое время. Это Суздаль, лицо города, конечно, самое главное".

Лицо города, который меняется, развивается, но сохраняет главное – наследие великой истории и очарование быта.