Удивительные пейзажи Тибета несут в себе целый ряд странностей. Во-первых, здесь практически нет птиц. Наверное, это одна из самых заметных особенностей окружающих красот.
Высокогорное озеро Басумцо находится на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря. С тибетского языка название переводится как "озеро у трех скалистых вершин". Высота одной из этих вершин уже более 5 тысяч метров.
Из-за разреженного кислорода в регионе целый ряд довольно необычных аспектов. Вот, казалось бы, самая обыкновенная фабрика посуды в Лхасе – кастрюли и скороварки. Но главное в них не в том, что сталь титановая, а вещи качественные. Обычный чайник, которым все привыкли пользоваться на высоте 4 тысячи метров вскипит при температуре 80 градусов. Чтобы он вскипел до 100 градусов, нужен специальный чайник со специальной крышечкой.
Раньше подобной посуды здесь попросту не производилось, обходились, чем придется. Сейчас же государство с помощью целевой субсидии дает возможность жителям Тибета покупать каждый чайник или кастрюлю чуть больше, чем за 10 процентов стоимости. Подобная специальная посуда для высокогорной кулинарии настолько доступной тут не была никогда.
"Секретарь Сицзанского автономного района приехал для поиска партнеров и привлечения инвестиций, чтобы улучшить условия жизни людей на высокогорье. После проведения испытаний в разных регионах наша компания разработала скороварки, чайники высокого давления и пароварки, которые облегчают жизнь людям, живущим на высокогорье. Наша компания планирует выпуск посуды для приготовления часуймы (чая с маслом) и изделий из титана. В будущем мы также разработаем линии по производству посуды из нержавеющей стали без покрытия. Это позволит оказать дополнительную помощь для улучшения жизни людей на высокогорье", – говорит Гао Цзюхэ, директор по производству фабрики посуды для приготовления пищи "Шанчу".
Ударная какофония стоит, как на концерте тяжелой рок-музыки – так врачи и пациенты выражают поддержку происходящему на поле. Играют обитатели реабилитационного центра для инвалидов в Лхасе. Бросок – и мяч точно попадает в цель.
"В связи с тем, что у меня есть физический недостаток, мне не удобно жить в квартире, и я не имею возможности работать. После того, как я попала в Центр обслуживания инвалидов, здешние профессионалы стали заботиться о жизни, способствовать физической реабилитации, развивать трудоспособность, предоставлять возможность трудоустройства, помогать иметь ежемесячный доход и жить здесь счастливой жизнью. Большое спасибо Коммунистической партии Китая и генеральному секретарю Си Цзиньпину за заботу и внимание!" – благодарит Луосанчжуома.
Как проходят реабилитацию жители Тибета с инвалидностью, журналистам показывают совершенно открыто и с максимально возможными в такой ситуации подробностями. История для восприятия довольно сложная, тем не менее, организаторы поездки иностранных журналистов в Тибет включили в программу и этот пункт.
"Мне показался одним из элементов открытости то, что нам показали центр реабилитации инвалидов. Это определенная боль видеть, как эти люди страдают, как они борются за жизнь, и как при этом государство помогает им реабилитироваться, полностью финансирует проект. Это очень непросто, но это действительно показатель того, что они перед нами открыли очень многое", – считает Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России, руководитель делегации российских журналистов в ходе визита в Китай.
Скульптура на фоне административного здания – это Юток Гонпо, основоположник и систематизатор того, что принято сегодня называть традиционной тибетской медициной. Он будто приветствует всех, кто входит в современный университет в Лхасе. Сегодня это государственное образовательное учреждение, выпускающее дипломированных тибетских врачевателей.
А вот так выглядит самая древняя, самая полная и самая знаменитая библиотека книг по тибетской медицине: книги хранятся в специальных шкафах, чтобы лишний раз не взаимодействовать с кислородом. Раритеты представляют собой полосы с текстом, упакованном в специальную ткань. Диагнозы и способы лечения разнообразных болезней систематизируются, анализируются и потом издаются в больших и подробных сборниках.
Смотрительница библиотеки Чжан Цинь знает содержимое каждой ячейки. И, хоть и не имеет формальной научной степени, разбирается в написанном наверняка получше некоторых студентов.
"В области защиты древних книг нам необходима поддержка, это большое дело, нужны энтузиасты, создание условий и немалые финансы. Более того, древние книги по сицзанской медицине распространяются не только в самом Сицзане, но и в четырех отдаленных районах, граничащих с ним. Чтобы хорошо выполнять эту работу, требуется иметь высокий уровень квалификации и большое терпение", – объясняет Чжан Цинь, сотрудник архивного фонда Университета сицзанской медицины.
В официальной терминологии употребляется топоним Сицзян, хоть медицина и тибетская. В тоже время в медицине традиционной считается, что употребление названия Тибет вполне уместно. А традициями тут наполнено любое помещение, и кажется, что чем дальше, тем больше.
Каждая из этих картин – это своего рода иллюстрация какого-то раздела медицины. Все они описывают все аспекты физического существования человека. Вот, например, календарь беременности, где соответствующими картинками обозначены каждая из 38 недель.
Этим изображениям, которые довольно прямолинейно и бесцеремонно описывают то или иное явление, более 300 лет.
"Наш университет является единственным в Китае и даже в мире, который самостоятельно занимается традиционной сицзанской медициной и фармакологией. На протяжении 35 лет со дня основания Коммунистическая партия Китая и государство уделяют большое внимание университету, который специализируется на воспитании специалистов высокого уровня в области традиционной сицзанской медицины. В университете можно получить среднее, профессиональное, высшее образование, а также степень магистра и доктора наук", – рассказывает ректор Сицзанского университета традиционной медицины.
Задокументированная история тибетских врачевателей, как считается, насчитывает более чем 3800 лет. И весь наработанный за это время научный пласт сейчас можно получить здесь, не говоря уже, конечно, о консультации.
Врач меряет пульс разнообразным нажатием пальцев на разные кровеносные сосуды на руке. Потом осмотр глаз и языка.
- У вас небольшие проблемы с почками, с легким, но, возможно, это связано с разреженным воздухов, в который вы сейчас попали. Также советую вам обратить внимание на суставы, скоро, вероятно, они начнут вас беспокоить.
За всем, что происходит в этих стенах, следит со своего портрета Мао. Секрет ярких и не тускнеющих красок в том, что сделаны они из камней разного цвета, которые измельчаются и превращаются практически в муку с добавлением специальных элементов. В результате получается не тускнеющая краска.
Тибетская академия танка – здесь живописцев учат тщательно выписывать именно традиционные тибетские сюжеты. Учатся, как и положено, от простого к сложному. Часть участка стены специально наглядно показывает, как развивается каждый этап. Это не только настенная живопись, но и живопись на холсте – одно такое произведение может создаваться в течение года. Над дипломной работой склонился даже монах, тоже решивший научиться этой древней технике. Мотивы изображений медитативные, цели тоже медитативные, и создаются картины в таких же медитативных условиях.
- Очень важна поза, в которой художник сидит во время рисования. Ноги должны быть подогнуты под себя. Он полностью контролирует свое тело, соблюдает равновесие. Это делается для того, чтобы сердцебиение во время рисования было абсолютно ровным.
Это своего рода иконография буддизма, уходящая одновременно и в прошлое, и в будущее. Освоивший эту технику без работы точно не останется. Считается, что именно тибетские мастера владеют главным секретом, делающим изображение по-настоящему сакральным.
"Самое сложное в живописи танка – это сочетание теории и практики, то есть необходимо сочетание гармонии теории и искренности в творчестве. Кроме того, с точки зрения мастерства, черты лица и фон картин требуют внимания к дизайну и деталям. Но самое важное – это наследование и охрана танка, которые занимают очень много времени. Чтобы научиться живописи танка, ученику требуется минимум 6 лет, включая теорию, рисование контура, раскрашивание, обводку и прочее. Требуется изучение множества деталей, чтобы в конечном итоге стать наследником живописи танка", – говорит Гун Цзюэцзе, вице-президент Академии живописи танка.
Подобно этой живописи, которая может показаться чем-то сказочной, Тибет сегодняшний также балансирует на грани мистики и реальности для человека, который неожиданно здесь оказался. И найти себя в Тибете, взглянуть на себя со стороны – часто это как раз то, ради чего люди и едут сюда.