Пляж в Учкуевке по-прежнему закрыт. Взрывотехники и саперы уже обследовали берег, сейчас основные работы идут в море. По всему пляжу видны свидетельства страшной трагедии: места, где люди укрывались от обстрелов, закрывали себя мебелью. Там же позже им оказывали первую помощь.
На пляже остались воронки от кассеты, где боеприпасы разорвались и разлетелись на сотни мелких осколков вокруг. В одном месте пострадала скамейка, вдоль стены – сотни следов от осколков. Есть они и на мебели, которая стоит в нескольких метрах от стены.
В воде возле пляжа по-прежнему могут быть неразорвавшиеся кассеты – в море работают водолазы. В первые секунды после обстрела на помощь раненым пришли сами отдыхающие и сотрудники кафе, что стоят вдоль берега.
"Там ужас что было, все бежали, с детьми, кого-то несли на себе. Все, кто в барах работает, открыли двери – все прятались там", – рассказывает очевидица.
И даже в сотнях метров от пляжа жуткие кадры – брошенные окровавленные детские игрушки. Жертвы украинского теракта – четверо погибших. Еще 153 человека пострадали.
"Врачи – молодцы, делали все возможное и невозможное. Эти крики до сих пор в голове стоят", – говорит другой очевидец Виталий Чумаченко.
Из Севастополя в Москву 24 июня санавиацией отправили 22 раненых, 12 из них дети.
Киевский режим обстрелял Севастополь накануне американскими ракетами ATACMS, начиненными кассетными боеприпасами. На пляже, куда посыпались осколки, находились сотни мирных людей: женщины, дети, пожилые люди. Циничная и подлая атака в разгар выходного дня, когда отдыхающих особенно много.
"Полетели кассеты прямо по морю. Ну, это нас не остановило: подбежали, чтобы людям помогать, перевязывали раненых, помогали на лежаках вытаскивать из песка сюда побыстрее, чтобы время не терять. Забирали детей на руках. Знакомые в машину сажали, чтобы отправлять в больницы. До сих пор в шоке от этого всего", – признается находившийся в тот день на пляже Эдгар Ефремов.
"Я ко всем подбегал – никого не оставлял. Дедушка был со сквозным ранением. Я быстренько бинты достал, чтоб кровь хотя бы не вытекала. Мы быстренько медиков вызвали. Я нашел машину, и его своим ходом повезли на местную больницу", – рассказывает другой очевидец Кирилл Струпинский.
Он служил в армии, поэтому сразу побежал помогать людям.
Люди рассказывают, что детей и женщин выносили на шезлонгах, сажали в скорые. Сотрудники расположенных рядом кафе выносили аптечки и помогали перебинтовать людей, снабжали их водой.
Одними из первых медицинскую помощь раненым оказывали и Юлия Санникова с мужем. Они оба медики, в момент обстрела отдыхали в Учкуевке.
"Бежала домой за медикаментами. По пути перевязала вместе с девушкой и парнем женщину лет 55 на лавочке возле парка. Муж в это время нашел девушку в сосновом бору, перевязал ей бедро, потому что там была обширная гематома. Взяв аптечки и подручные какие-то медикаменты, я и мой муж вернулись на берег. И мы просто контрольно прочесывали: вдруг кому-то нужна была помощь. И в одном из гостевых домов мы нашли раненую маму с двумя детьми: девочке лет было 4, наверное, или 5, мальчику лет 10-11. У девочки было ранение голени, мы оказали помощь, перебинтовали. У мальчика было проникающее ранение", – вспоминает тот страшный день Юлия Санникова.
"Прятались везде. Во-первых, у нас туалеты стационарные, большие. Полные туалеты во всех кафе. Где только чуть-чуть покрепче помещение, полностью людей набивали. Потом вывозили очень много, ребята местные вывозили людей с пляжа, набивали полные машины", – говорит оператор пляжа Людмила Кузнецова.
Водители автобусов и просто проезжающие мимо помогали эвакуировать раненых еще до приезда скорых, спасатели прятали людей от обстрелов.
"Мы старались успокоить людей, чтобы люде не паниковали, а по возможности уходили в укрытия. Хочется верить, что такое больше не повторится", – говорит начальник службы спасения пляжа Любимовка.
"Понимая, что мы в первой половине дня на пляж завезли достаточно большое количество населения, мы поняли, что теперь необходимо экстренно их вывозить. Открыли зону, закрытую для транспорта, пешеходную зону, куда наши водитель заезжал и откуда забирал всех, кто желал покинуть пляж. А их было много", – рассказывает директор транспортной компании "Севастополь" Виктор Рыков.
С места трагедии люди убегали, спасаясь, бросали на пляже все. Вечером 24 июня они смогли забрать свои вещи. В Севастополе объявлен режим ЧС.
"Таким образом у нас, соответственно, выплаты пострадавшим также будут организованы. Комиссия по оценке ущерба у нас уже создана. Туда необходимо подавать соответствующие заявки по пострадавшему имуществу. В принципе все уже есть, через 112 все это принимается, комиссия тоже оперативно отработала", – информирует губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
В городе отменены все спортивные и развлекательные мероприятия. Севастопольцы несут цветы и мягкие игрушки к стихийным мемориалам.
Траур 24 июня объявлен и в соседней Республике Крым – по погибшим скорбит весь полуостров.